— Коллектив разбегается, профессионалов увольняют, действия руководства неадекватны, заказы у предприятия отбирают… Юрий Леонидович, именно такие слухи ходят о КВЗ. Что скажете?— Конечно, это не так — слухи порождены недостатком информации… Мне не очень-то хочется говорить о «прежних делах», но в последние недели в соцсетях началась настоящая атака на завод, а точнее, на
новое руководство. Так что сидеть и молча наблюдать не имею возможности.
Самое главное, что хочу сказать: мы разобрались с ситуацией, знаем, что делать дальше, и настроение у нас оптимистичное. Хотя, казалось бы, экономика предприятия поводов для этого пока не дает.
В 2017 году КВЗ реализовал продукции на 20 миллиардов 957 миллионов рублей, в 2018-м — на 21 миллиард 435 миллионов, то есть объем выручки чуть вырос. При этом убыток — 2 миллиарда 333 миллиона. Из них 600 миллионов — резервы на будущее, сделанные по ряду причин. То есть фактический финансовый результат — убыток в 1 миллиард 769 миллионов рублей, и он
намного меньше, чем в 2016–2017 годах.
— А тогда отчитывались о чистой прибыли…— Никакого подлога, ничего противозаконного — просто одна из изюминок бухгалтерии КВЗ. В 2016 году разрешенными бухгалтерскими методами восстановили резервы прошлых лет. В 2017-м взяли все нематериальные активы на создание «Ансата» за 10 лет и отчитались о чистой прибыли. Но если в 2016 году была хотя и небольшая, но операционная прибыль, то в 2017-м — впервые в истории КВЗ — результат стал отрицательным. То есть впервые рентабельность продукции завода оказалась убыточной. Кстати, в 2018 году операционная прибыль была положительная.
— Для чего понадобился такой витиеватый учет?— Видимо, было желание протянуть какое-то время. Но, наоборот, получили ускорение проблем. Вместо того чтобы уже в 2016 году перейти на режим экономии, завод, как бы ориентируясь на будущие положительные показатели и вопреки установкам «Вертолетов России», продолжал жить так, будто реализация не 20, а 46 миллиардов, будто не убыток в миллиарды, а прибыль миллиардов в 10. Затраты и расходы разогнали до такой степени, будто продолжали жить в золотом веке. А поскольку денег на это не было, брали кредиты и к 2018 году подошли в состоянии фактического банкротства. У нас займов и кредитов на 31 миллиард! Только процентов надо платить 2,5 миллиарда в год. На складах «железа» с просроченным сроком хранения — на 5 миллиардов: оно было куплено на индийский и прочие несуществующие контракты. А вообще запасов на складах — на 12 миллиардов.
Что особенно непонятно, за эти «результаты» топ-менеджерам, то есть себе, выплатили десятки миллионов рублей премий. На встрече с коллективом мне задали вопрос: «Где наша 13-я зарплата за 2018-й?» Она осталась в 2016–2017 годах, ведь источник 13-й зарплаты — прибыль. Но мы все-таки выплатили каждому, за исключением руководителей, по 7 тысяч. Да, в 2017-м это было 34 тысячи, но для понимания скажу: тогда заводу для коллектива в 5200 человек 13-я зарплата обошлась в 230 миллионов рублей, а топам в 13-ю заплатили 37 миллионов. Это вам для размышления на тему того, кто, чего, зачем и как.
На заводе было две группы топов: 6 человек с неадекватной зарплатой, 6 — со сверхнеадекватной. Сегодня все творцы «чуда» ушли, а зарплаты топов уронили в 3–5 раз, они теперь находятся на уровне зарплат топ-менеджеров аналогичных предприятий — других вертолетных заводов, КАЗа, КМПО. И никаких выплат, потому что результата нет.
Проверка, проведенная «Ростехом» в декабре 2018 года, подтвердила все наши выводы — это отражено в соответствующем акте. В январе на заседании правления госкорпорации поставлены задачи по наведению порядка на заводе, среди них — частичный возврат средств, полученных руководством…
До сих пор не могу ответить себе на вопрос: почему руководство КВЗ, взращенное здесь, кровь от крови коллектива, убивало экономику завода? Не думаю, что оно делало это умышленно — скорее в условиях изменившейся ситуации на рынке просто компетенций не хватило. То есть полный отрыв от действительности и... надежда на мифический индийский контракт, который мог дать 15–20 миллиардов прибыли и, как полагали, однозначно бы все списал. Видя отчетные показатели, руководство «Вертолетов России» тоже смотрело на нас естественным образом: раз прибыль есть, все нормально. Подчеркну: экономику нам формировали не москвичи, не улан-удэнцы — мы все сделали своими руками…