В 2007 году, в год начала масштабных реформ в электроэнергетике, планировалось, что темпы роста потребления электроэнергии в России будут составлять от 4,1 до 5,2% в среднем в год до 2020 года. Это потребовало бы ввода 33,2 ГВт новой мощности только в период до 2010 года (включительно) и совокупных инвестиций порядка 3 трлн. руб. (в базовом сценарии). Однако по итогам 2014 года производство электроэнергии в России составило 1059 млрд кВт∙ч, что близко к значению показателя 2013 года, а с 2006 по 2014 год среднегодовой темп роста производства электроэнергии составил 1,2% (по данным Росстата).
Как отмечается в ряде исследований, прогнозы в Генсхеме строились на основе высоких темпов роста потребления электроэнергии, фактически наблюдаемых в 2006 году; ставки также были сделаны на ожидание высоких темпов экономического роста и существенный прирост потребности в электроэнергии в бытовом секторе. Реформаторы также руководствовались необходимостью привлечения инвесторов, что было проще сделать, пообещав значительные перспективы развития российской энергетики. Несмотря на то, что в период 2000–2012 годов (за исключением 2009 года) в России действительно наблюдались довольно высокие темпы экономического роста от 3 до 8%, этого все же было недостаточно для достижения запланированного прироста потребления электроэнергии. Для того чтобы добиться таких темпов роста, с каждым дополнительным процентным пунктом ВВП должен был бы происходить рост потребления электроэнергии на 0,5–1%; фактически же долгосрочная эластичность спроса на электроэнергию по ВВП за рассматриваемый период составляла примерно 0,3–0,35.
Действительно, по итогам 2014 года видно, что прогнозы были завышены. Фактический рост производства электроэнергии в рассматриваемый период происходил на фоне замедляющихся темпов роста экономики и промышленного производства, а также стабильной численности населения. Данные факторы и объясняют достаточно скромные темпы роста производства электроэнергии.
Как результат, расхождение между запланированными и фактическими показателями по 2014 году составляет около 300 млрд кВт∙ч (для сравнения, в 2014 году производство электроэнергии на АЭС и ГЭС равно 353,6 млрд кВт∙ч).
Однако завышенный прогноз роста энергопотребления не привел автоматически к тем объемам строительства мощностей, которые были запланированы в 2007 году.
К 2010 году ожидаемого прироста мощностей (на 33,2 ГВт) не произошло (График 10), что позволило тогда говорить о существовании проблемы привлечения инвестиций в строительство новой генерации и в модернизацию действующих объектов. При этом происходило некоторое выбытие мощностей, что усугубляло ожидаемые проблемы — формировались ожидания относительно нарушения в устойчивости системы (в этот период еще ждали роста потребления электроэнергии).
По данным СО ЕЭС, всего за период 2010–2014 годов в ЕЭС России было введено 25 ГВт новой мощности; прирост мощности составил 8%, или 18 ГВт. Это значительно меньше по сравнению с планируемыми в Генсхеме до 2015 года почти 130 ГВт новых вводов и приростом мощности в ЕЭС России на 87 ГВт.
Однако при этом ВВП в ценах 2008 года с 2010 по 2014 год вырос на 10%; в результате прирост мощности электростанций был на уровне роста ВВП.
Таким образом, хотя фактический прирост мощности составил в 5 раз меньшую величину, чем планировалось в начале реформ, прогнозы все же были завышены:
КОМ на 2015 год выявил в ЕЭС России профицит в размере 15 ГВт мощностей (Таблица 5).Ожидается, что в 2016 году профицит достигнет 20 ГВт. Планы по вводу определенного объема мощностей по новым ТЭС, АЭС и ГЭС сохраняются и для ближайшего будущего. Так, по данным СО ЕЭС, до 2020 года по ТЭС планируется ввести порядка 9 ГВт, вывести — от 2 до 5 ГВт, по АЭС — ввести около 9 ГВт и вывести 4,7 ГВт, по ГЭС — ввести 0,7 ГВт. Совокупный объем мощности в ЕЭС России к 2020 году может превысить 245–250 ГВт.
Стоит отметить, что профицит на ОРЭМ образовался не только в результате ввода мощностей, но и по причине отсутствия вывода ряда электростанций, которые получают статус «вынужденной» генерации (требуются для обеспечения потребителей тепловой энергией или электроэнергией, оплачиваются на КОМ по особой цене, несмотря на то, что КОМ не прошли). На КОМ-2015 изначально статус «вынужденной» генерации получили 5,1 ГВт мощности, однако после КОМ по вынужденному тарифу оплату получили еще 12,7 ГВт из «профицитных» 15,4 ГВт.
"Энергетический бюллютень май 2015"