Цитата: Ин-сен от 01.04.2009 20:41:18
Ребята, разве я спорю, что было бы хорошо, если бы учиться - бесплатно, лечиться - бесплатно, покушать - бесплатно, почистить ботики - бесплатно, интернет - бесплатно. Но это же в идеале, а в реале есть незыблемый закон сохранения: нечто не может возникнуть из ничего и исчезнуть в ничто.
Однако государство ЗАИНТЕРЕСОВАНО в грамотных квалифицированных обученных специалистах. Это раз.
Государство заинтересовано в снижении социальной напряженности и повышении социальной мобильности. Это два. (В феодальном обществе социальная мобильность была крайне низкая, и всем известно, чем это закончилось).
Государство декларировало всеобщее образование как одно из базовых прав граждан и взялось его гарантировать. Это три.
Поэтому почистить ботинки, покушать - это все за заработанные сейчас или в прошлом (пенсия) деньги. А вот образование - это совсем другое дело. Дворник с "четырьмя коридорами церковно-приходской школы" и инженер или даже высококлассный станочник - это две разные пользы для государства в целом.
Цитата: Ин-сен от 01.04.2009 20:41:18
Потому что этически неоднородное население в подавляющем большинстве творчески инертное. Например, вам известно,
"всем известно" - это классический прием нечистоплотного софиста.
Цитата: Ин-сен от 01.04.2009 20:41:18
что А.С.Пушкин будучи состоятельным дворянином мог позволить себе многое, т.е. говоря нашими словами, многое для него было "бесплатно" - за него платили его крепостные.
Ага... То-то он был в долгах как в шелках, и деньги с издания его книг для него были совсем не лишние. И, кстати, он бОльшую часть своей жизни состоял на службе (хотя временами просто числился) по дипломатическому департаменту, и с того получал жалованье.
Цитата: Ин-сен от 01.04.2009 20:41:18
Многие из той элиты так и делали, отслужив несколько лет обязательной царской службы, молодыми уходили в отставку и возвращались на печь в свое имение. Что дальше, хорошо описано в Мертвых душах Гоголя.
Неа... Указ "о вольности дворянской" был подписан Екатериной II в начале ее царствования, и ОТМЕНИЛ
обязательную военную или гражданскую службу для дворян. На короткое время этот указ был отменен Павлом I, однако после его убийства Александр I опять ввел его в действие. А до того, до Екатерины, от совершеннолетия и до старости дворянин был ОБЯЗАН служить. По военной или гражданской линии.
Собственно, последствия этого указа прекрасно показаны в "Недоросли" Фонвизина. Ну и в "Мертвых душах" тоже. Учите историю и приводите ссылки на факты, а не пользуйтесь фразой "всем известно".
Цитата: Ин-сен от 01.04.2009 20:41:18
Но творчески активным натурам типа Пушкин, Лермонтов, Толстой и т.д. безделие было не в жилу. То, что они оставили после себя не было результатом труда, этим они не кормились - это было их гениальное хобби.
Ну не совсем так... Пушкину доход от издания был весьма кстати, а Достоевский так вообще только с этого и жил. И Толстой деньгами от издания не брезговал.
Цитата: Ин-сен от 01.04.2009 20:41:18
Но ведь таких можно пересчитать на пальцах одной руки, где остальные? А если для всего населения России создать условия Пушкина, ничего хорошего не будет. Потому говорят, помогать надо гениям, остальные сами пробьются.
А и среди крепостных Пушкина могли быть поэты. Только где они? Много из них пробились? У них не было ВОЗМОЖНОСТИ. А как выявить гения? С какого члена одним из первых дел Советской власти была поголовная борьба с неграмотностью, а затем обязательное среднее образование? Потому что только так можно выявить способных и желающих. Дальше, как итог, Советский союз получил необходимое в промышленности количество квалифицированных рабочих, грамотных инженеров и гениальных конструкторов. А без этого ни выиграть Великую отечественную, ни полететь в космос было невозможно. И посейчас мы пользуемся плодами той эпохи.
Без всеобщего среднего образования выявить способных, талантливых и гениальных просто невозможно... А для дальнейшего обучения барьер в виде вступительных экзаменов в ВУЗ, который отбирает тех, кого имеет смысл учить дальше. Это ценз по способностям. В идеале. Дискутировать на тему "покупки экзаменов" я не буду, потому что мы обсуждаем "как надо". И не факт, что способные (точнее, их родители), потянут платное высшее образование. Посмотрим на наших известных людей... некоторые из детдомов, некоторые из неполных семей - а таким оплатить высшее образование малореально. И мы лишимся потенциально талантливых людей, которые финансово ниасилили.
А ПЛАТНОЕ образование ставит ценз не по
собственным способностям человека, а по
финансовым возможностям его родителей - и мы возвращаемся опять же в феодализм, только "нового типа".
Цитата: Ин-сен от 01.04.2009 20:41:18
Если мы не можем повсеместно дать установку на образование, то давайте хотя бы выявлять и продвигать наиболее способных детей, а некоторых брать даже на полное государственное обеспечение. Но и в этом есть подводные камни. По моим наблюдениям самая высокая установка на образование у евреев. Поэтому по удельному образованию они первые.
Ну... в этом случае играет роль клановость. Ну как не порадеть родному человечку. Это скорее проблема телефонного права, свояченичества и коррупции, то есть реализации, а не самой идеи бесплатного образования.
Среднее образование должно быть бесплатным, всеобщим и общедоступным, а высшее (первое высшее) - тоже бесплатным, но через ценз на способности. И профессиональное образование тоже должно быть доступным и бесплатным. И рулить всей системой образования, включая учебные программ и количество студентов ВУЗов, ПТУ и прочих заведений по специальностям должно именно государство - за последние 15 лет мы наготовили юристов и экономистов на 200 лет вперед, а инженеров не хватает - как итог платного сектора высшего образования.
Цитата: Ин-сен от 01.04.2009 20:41:18
Но только до тех пор, пока не определим приоритеты и закономерности развития нашей цивилизации. Т.е. опять упираемся в тренд развития.
У нас в Конституции прописано то, что РФ - социально-ориентированное государство. Что вам еще надо?
Причинять добро, наносить пользу, подвергать ласке