Скрытый текст
Дмитрий Николаевич, почему именно Ямал в последнее время обращает на себя внимание проектами в сфере транспорта?
- Ямал изначально обладает высоким потенциалом развития. Само географическое положение региона предполагает огромные возможности. Я уже не раз приводил фразу, сказанную президентом во время рабочей поездки на Ямал в сентябре 2012 года. Он тогда сказал: «Ямал — это такое место, откуда одинаковое расстояние как до Парижа, так и до Пекина». И это чистая правда, - можно на карте увидеть. Наш регион — идеальный центр для транспортировки ресурсов как в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так и Европу, и в США.
- А что делается в регионе для развития этого потенциала?
- Сегодня промышленность в округе выходит на новый уровень. Многие ямальские проекты, реализация которых началась в последнее десятилетие, имеют, без преувеличения, общегосударственное значение. Прежде всего, это начатое в прошлом году освоение Бованенковского месторождения, уникального по своим характеристикам и объёму. Уже сейчас на территории округа добывается более 82% всего российского газа. Полным ходом идёт строительство завода «Ямал-СПГ», трубопроводов Бованенково-Ухта-Торжок и Заполярье-Пурпе-Самотлор. При этом, конечно, планы развития региона не ограничиваются газодобычей.
- А в чем заключается перспективность региона, помимо газовых запасов?
- Из самых важных направлений развития я бы отметил строительство новой промышленной и транспортной инфраструктуры. В первую очередь, проект железнодорожной магистрали «Северный широтный ход» и строительство многофункционального арктического порта Сабетта. Вообще, возрождение Северного морского пути - это краеугольный камень развития региона. Только представьте: сегодня 62% грузов в мире перевозится по морю, а российская доля в этом объёме всего шесть процентов. Но ситуацию можно и нужно изменить.
- Не слишком ли рискованно возлагать такие большие надежды на магистраль, пролегающую в непредсказуемых водах Северного Ледовитого океана?
- В Севморпуть верю не только я. Мы уже говорили о проекте Северный широтный ход. Так вот, строительство этой железной дороги даже включено в транспортную стратегию России до 2020 года. А ведь её основное назначение - не только обеспечить связь между «большой землёй» и заполярными месторождениями углеводородов, но и открыть дорогу грузам и пассажирам к арктическим портам. В 2018 году мы планируем ввести в эксплуатацию многофункциональный порт Сабетта, который откроет для всей страны новые возможности и выход к северным морям. Сейчас основной грузовой магистралью между Азией и Европой служит южный путь через Индийский океан и Суэцкий канал. Северный морской путь вдоль российского побережья значительно короче. Завернув сюда потоки из Европы и Китая, Россия получит дополнительные источники финансовых средств, в том числе и для развития Севера.
- Звучит оптимистично. Но работы ещё очень много. Справится ли Ямал с такой нагрузкой?
- Наш округ за последние десять лет демонстрирует положительную динамику. Реализация многих наших ключевых проектов идёт с опережением графика, и это тоже подтверждает, что у нас в запасе достаточно сил. Не ошибусь, сказав, что на Ямале стали больше рожать. Это очень хороший показатель, он демонстрирует, что люди чувствуют уверенность в завтрашнем дне, в своих силах.
- У каждой медали, как известно, две стороны. Не опасаетесь, что перемены приведут к проблемам с экологией, перенаселением, нехваткой жизненно важных ресурсов?
- Что касается жизненных ресурсов, было бы ошибкой полагать, будто Ямал ими не богат. У нас уникальная природа, развитое оленеводство и рыболовство, есть планы развития агропромышленного комплекса. Ещё одно наше богатство - огромные запасы пресной воды. Где вода, там и жизнь, как мы знаем.
- А как привлечение международного внимания к Севморпути скажется на жизни коренных народов Ямала? Не придётся ли заплатить за экономическое освоение Севера утратой их уникальных культур?
- Для нас важно, чтобы ни один индустриальный проект на Ямале не реализовался без учёта самых высоких экологических стандартов и интересов коренных народов. Эти факторы должны учитываться нормами как национального, так и международного законодательства об Арктике. У нас на сегодняшний день 42 тысячи человек коренного населения, из них примерно 40 процентов ведут кочевой образ жизни. Естественно, мы стараемся их защитить. Это всегда задача власти, оберегать менее защищённые категории граждан. Причём не только на региональном, но и на государственном уровне.
- Как же можно защитить коренное население?
- В этом году Ямал продолжит диалог, начатый с международными экспертами на Первом арктическом правовом форуме в 2011 году. Прямо скажем, поговорить нам есть о чем. Сегодня в нашем законодательстве ещё немало «белых пятен», от которых можно избавиться только на федеральном уровне. Возьмём например вопрос регистрации кочевников. Специально в их интересах были приняты изменения в федеральный закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства».
Сегодня в российских министерствах и ведомствах обсуждается законопроект «Об Арктической зоне РФ». И наш регион выступил с рядом предложений и поправок. Мы исходим из предпосылки, что деятельность в любой области, будь то наука, экономика, законотворчество, должна быть нацелена на конечный результат - улучшение жизни людей. Это и должно быть приоритетом власти, представителей нефтегазовых компаний, всего общества.
- Но сохранят ли промышленные и транспортные компании эту благородную мотивацию, получив доступ к богатейшим ресурсам региона? Велик соблазн пуститься в гонку за прибылью, забыв обо всем.
- Выстраивание отношений между нефтегазовыми компаниями и коренными жителями является одной из наших основных задач. Далеко не последнюю роль в этом процессе играют сами представители народов. У нас давно существует практика подписания соглашений между компаниями и местными ассоциациями коренных жителей. В этих соглашениях обе стороны пытаются по максимуму учесть взаимные требования и условия. При этом хочу особо отметить готовность и желание людей принципиально отстаивать интересы своей земли и своего будущего. Для нас важно, чтобы и на федеральном уровне права коренных народов представляли ответственные, активные и компетентные люди, уважающие свои корни, традиции.
- Сколько сложностей... А есть ли для коренного населения плюсы в том, что Ямал привлечёт к себе столько внимания?
- Безусловно, положительные стороны есть. Очень важно, например, решить проблему так называемого северного завоза - обеспечения жителей удалённых регионов необходимыми продуктами, дровами, строительными материалами. В связи с обмелением многих рек власти каждый год сталкиваются с тем, что возможность доставить людям жизненно важные вещи ограничена несовершенством транспортной системы. Конечно, появление новых коридоров снизит остроту этой проблемы и облегчит передвижение жителей северных территорий. Не менее важно, что с увеличением транспортной доступности в регион станет приезжать больше туристов, в том числе и иностранных. Это даст стимул к развитию народных промыслов, организации отдыха, развитию АПК...
- А может, лучше все оставить как есть? Традиционный образ жизни не очень-то сочетается с требованиями прогресса.
- От прогресса убегать бессмысленно, да и не нужно. Активизация сообщения по Северному морскому пути буквально «откроет» несколько субъектов РФ для взаимодействия с миром. Думаю, объяснять значимость этого события нет необходимости. Сохранять культуру, согласовать интересы нефтегазового комплекса и коренных жителей - действительно сложная работа. Не следует из-за связанных с этим сложностей отказываться от преимуществ. Более того, учитывая мировые тенденции, если мы не будем в этом участвовать, то за нас это сделают другие. И сможем ли мы тогда что-то изменить или повлиять на эти процессы. Сомневаюсь. Ещё раз подчеркну, принятые нами решения будут иметь уже не местное, региональное, а общероссийское значение. Строительство порта Сабетта и соответствующей инфраструктуры - это как открытие Петром Первым «окна в Европу». Только мы открываем, так сказать, «арктические ворота» России. И оказываемся, в прямом смысле, на перекрёстке всех дорог.
- Значит, Ямал будет в центре мирового внимания. Что поможет региону выстоять на этой позиции, буквально открытой всем ветрам?
- Я бы так сказал, слегка перефразируя: «Ветров бояться - в Арктику не ходить». Наш арктический регион сам по себе суров, он не терпит безмятежного отношения к себе. Но тем, кто осознает необходимость разумного и бережного подхода, кто отдаёт себе отчёт в том, что делает, и не боится работы, перед тем открываются действительно бескрайние горизонты. Не случайно сейчас столько говорится о «Стратегии развития Арктической зоны». А её полное название «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Вопросы развития и безопасности невозможно разделить.
- Население с такой точкой зрения согласно?
- Жители округа хорошо понимают необходимость идти в ногу со временем. Молодёжь из семей тундровиков стремится получить высшее образование, профессиональную квалификацию. А потом многие возвращаются в родные места. Одни ведут традиционный образ жизни, и при этом остаются современными людьми, другие ищут себя в новых отраслях. Сейчас определяется вектор развития Арктики на ближайшее десятилетие, и это уникальная возможность решить львиную долю проблем жителей, проживающих на циркумполярном пространстве. Помимо заводов и транспортных путей, в потенциале Заполярье - это научные и образовательные центры, туристические достопримечательности, привлекательное пространство для инвестиций. А такие проекты, как Северный широтный ход и Сабетта, это «первые ласточки» наступающих перемен.