В нефтекомпаниях и Минэнерго не предоставили комментариев, в «Транснефти» от них отказались.
Столь резкое снижение планов по экспорту выглядит неожиданно, особенно с учетом того, что в феврале Россия сможет нарастить общую добычу нефти в рамках договоренностей с ОПЕК+.
По словам источников газеты «
Коммерсантъ», снижение экспорта может быть связано с перенаправлением потоков для дозагрузки российских НПЗ.
До последнего времени нефтекомпании снижали поставки бензина на внутренний рынок. Так, в среднем за три недели января поставки упали на 6,5% (на 5,9 тыс. тонн в сутки) по сравнению с декабрем и на 2,7% относительно января 2020 года, следует из отчета Refinitiv Oil Research. Кроме того, запасы бензина упали до минимального за несколько лет уровня (1,2 млн тонн). Относительно января 2020 года выпуск бензина снизился на 10,6% (на 11,7 тыс. тонн в сутки).
Необходимость дозагрузить российские мощности по переработке может быть связана с тем, чтобы сбить оптовые цены на топливо, которые возобновили рост этой зимой и достигли годового максимума на СПбМТСБ на прошлой неделе. Так, цены на бензин АИ-92 на СПбМТСБ выросли до 53,4 тыс. руб. за тонну.
На этом фоне Минэнерго потребовало от нефтекомпаний увеличить как поставки топлива на внутренний рынок, так и запасы. Параллельно в Минэнерго объясняли низкую загрузку НПЗ «плавно восстанавливающимся спросом на топливо на фоне ослабления антиковидных ограничений». Курирующий вице-премьер Александр Новак 28 января намерен провести совещание по ситуации на топливном рынке, на котором нефтекомпаниям, в частности, потребуется объяснить причины низкой загрузки своих заводов на фоне нехарактерного для зимы всплеска цен на топливо.
Впрочем, хотя дальнейший рост оптовых цен может привести к более пристальному вниманию регуляторов, собеседники «Коммерсанта» считают, что решающим фактором перенаправления нефти на НПЗ стало улучшение экономики переработки.
По словам одного из них, уже в феврале переработка станет рентабельной для большинства крупных заводов.