План Глазьева
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
1. Предоставление государством кредитных ресурсов коммерческим банкам должно быть обусловлены их целевым использованием для рефинансирования предприятий реального сектора экономики. Необходимо исключить переток выделяемых государством кредитов на финансовый рынок и их использование в спекулятивных целях. При этом, во избежание коррупции и злоупотреблений, необходимо ввести административное регулирование процентных ставок, ограничив банковскую маржу по операциям с выделяемыми государством кредитными ресурсами на уроне 1%. Это потребует регулирования процентных ставок, уровень которых должен соответствовать рентабельности реального сектора экономики. Иными словами, стабилизационные кредиты на рефинансирование коммерческих банков следует выделять сроком до 5 лет под 5% годовых с условием их дальнейшего предоставления предприятиям реального сектора, векселя которых принимаются Банком России в качестве залогового обеспечения выделяемых кредитов.
2. Необходимо расширить перечень бумаг ломбардного списка, принимаемых Банком России под обеспечение рефинасирования коммерческих банков, включив в него акции и векселя созданных государством институтов развития, предприятий приоритетных секторов экономики, в том числе предприятий наукоемкой промышленности, машиностроения, строительства, агропромышленного комплекса, а также коммерческих организаций науки и здравоохранения.
3. Следует отказаться от административного планирования количества денежной массы, перейдя к регулирования денежного предложения посредством ставки рефинансирования.
4. Перейти от эмиссии рублей под покупку иностранной валюты к предложению денег исходя из спроса на них со стороны отечественных заемщиков. Рефинансировать коммерческие банки под залог векселей платежеспособных предприятий реального сектора экономики, в том числе работающих в перспективных направлениях формирования нового технологического уклада. Ввести мониторинг финансового состояния предприятий, векселя которых включаются в ломбардный список Банка России.
5. Перейти к продаже газа, нефти, других сырьевых товаров за рубли, создать необходимые условия широкого использования рублей в международных расчетах, а также в качестве резервной валюты в государствах СНГ, ЕС, Китае, других торговых партнерах России. Номинировать в рублях новые контракты по экспорту газа в Белоруссию и Украину, одновременно предоставив этим государствам рублевые стабилизационные кредиты.
6. Провести замещение отзываемых иностранных кредитов российскими кредитными ресурсами, номинированными в рублях без изменения процентных ставок.
7. Предпринять меры по декриминализации системы административного регулирования экономики с целью установления доверия между государством и деловыми кругами. В том числе:- отменить НДС;- разрешить предприятиям формировать собственные резервы в разумных пределах;- прекратить претензии по налогам, уплаченным до прошлого года;- предоставить каждому юридическому или физическому лицу право требовать отставки недобросовестных чиновников.
8. Предпринять меры по сдерживанию инфляции издержек, включая активизацию антимонопольной политики и временное замораживание цен на газ, тепло и электроэнергию.
9. Последовательно расширять внешнеторговые расчеты в национальных валютах, организовать прямую котировку их курсов по отношению к рублю. Создать единую платежную систему ЕврАзЭс. Наделить межгосударственный банк СНГ соответствующими возможностями и полномочиями.
10. Прекратить вывоз нефтяных доходов за рубеж, преобразовать Резервный фонд в Бюджет развития и обеспечить сбалансированность бюджета, отказавшись от его профицита. Повысить эффективность использования валютных резервов, последовательно снижая долю доллара США и других неустойчивых валют. Увеличивать долю золота и других благородных металлов в структуре ваютных резервов. Восстановить госмонополию на экспорт золота, платины, серебра, палладия, а также редкоземельных металлов.
11. Согласовать политику денежного предложения с задачами структурной, промышленной и научно-технической политикой развития, определенной Концепцией социально-экономического развития России до 2020 года.
12. Предложить новую архитектуру глобальной валютно-финансовой системы исходя из недопустимости монополизации функции мировой валюты в частных интересах. Предложить справедливую и взаимовыгодную процедуру использования национальных и региональных валют (или основанной на их пропорциональном представительстве новой мировой валюты) в международных расчетах, предусматривающую механизм стабилизации их обменных курсов и прозрачное распределение глобального сеньоража.