Весной цены на топливо в России незначительно снизились. Эксперты объясняют это падением спроса на горючее из-за введения режима самоизоляции и сокращения транспортных перевозок. Летом на фоне снятия карантинных ограничений и начала автомобильного сезона аналитики прогнозируют небольшое удорожание бензина и дизеля. В то же время стабилизирующие меры властей позволят сдержать рост цен на горючее, уверены аналитики.
Весной стоимость топлива в России показала небольшое снижение. По данным Росстата, ещё в начале марта средний уровень цен на бензин АИ-92 и АИ-95 составлял 42,51 и 45,92 рубля за литр соответственно, а по состоянию на 1 июня показатели достигли 42,42 и 45,86 рубля.
Удешевление горючего произошло в большинстве российских регионов. Заметнее всего средний уровень цен снизился в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах — на 23 и 28 копеек, до 46,17 и 45,57 рубля за литр. Исключением стали Центральный и Дальневосточный федеральные округа, где за последние три месяца бензин в среднем подорожал на четыре и пять копеек — до 45,05 и 46,88 рубля за литр.
Одновременно стоимость дизельного топлива снизилась на территории всей страны и в среднем упала на 43 копейки — до 47,71 рубля за литр.
«После введения режима самоизоляции россияне стали гораздо реже ездить на личных авто. Одновременно сократился и объём грузовых транспортных перевозок. Эти факторы привели к временному снижению спроса и цен на топливо. Впрочем, по мере снятия карантинных ограничений летом цены на горючее могут незначительно подрасти», — рассказал RT главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.Между тем возможный рост цен на бензин и дизельное топливо в ближайшие месяцы будет сдержан специальным
компенсирующим механизмом — демпфером. Об этом RT рассказал экономист «БКС Премьер» Антон Покатович.
Напомним, после резкого удорожания горючего в 2018 году правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке оптовых цен. В то же время нефтяникам было невыгодно поставлять горючее на российский рынок по фиксированной стоимости. Экспортные цены заметно превышали внутренние, поэтому бизнесу было прибыльнее продавать нефтепродукты только за рубежом. В результате с 1 января 2019 года государство стало компенсировать компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок.
Топливный интерес: с чем связано постепенное восстановление мирового спроса на нефтьВ своём обновлённом прогнозе Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает снижения мирового спроса на нефть лишь на 8,6 млн...
«Если цены на топливо внутри страны выше экспортных, то нефтяники платят в бюджет часть прибыли. При более низких ценах на внутреннем рынке компании, напротив, получают компенсацию из казны. Сегодня государство возмещает нефтепроизводителям 68% недополученных доходов от продажи бензина и 60% — от дизельного топлива. Это позволяет удерживать рост розничных цен на бензин в России в пределах инфляции», — пояснил Покатович.
В июне российские нефтяные компании должны перенаправить на внутренний рынок значительный объём сырья для производства более 3,1 млн тонн бензина. В результате предложение горючего внутри страны превысит спрос, что позволит стабилизировать цены на топливо. Об этом говорится в сообщении Минэнерго России.
«Риск роста розничных цен темпами, превышающими уровень инфляции, отсутствует», — отметили в министерстве.
Слабая зависимостьПримечательно, что весной российские цены на бензин и дизельное топливо слабо отреагировали на
масштабный обвал котировок нефти. Как объяснил RT эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев, конечная стоимость горючего в России в большей степени зависит не от цен на нефть, а от уровня налоговой нагрузки на бизнес и дополнительных расходов производителей.
«Доля сырья в структуре стоимости горючего в России составляет менее 10%, а наибольший вес, около 70%, имеют государственные акцизы, НДС и расходы по НДПИ. Остальное занимают затраты на логистику, переработку и хранение продукта. Именно поэтому, когда нефть подешевела до
минимальных значений за последние 30 лет, потребители не заметили каких-либо изменений на АЗС, которые и без того держат цены на минимально допустимых значениях для привлечения новых клиентов», — рассказал Николаев.
По словам аналитиков, летом в пользу стабильности цен на бензин сыграет временный запрет властей на импорт горючего из-за рубежа. Соответствующее ограничение вступило в силу 2 июня и действует до 1 октября 2020 года. Таким образом, руководство страны пытается защитить финансовое положение российских производителей.
«Иностранные компании временно готовы поставлять в Россию более дешёвое топливо, поскольку сами закупают сырьё по достаточно низким ценам и не связаны серьёзными налоговыми выплатами в бюджет. Если бы им разрешили поставки на российский рынок, то АЗС стали бы закупать в основном импортное топливо, что обернулось бы огромными убытками для наших компаний. После отскока мировых цен на нефть, иностранные поставщики вновь повысили бы цены, а российские компании уже не смогли составить им конкуренцию из-за финансовых проблем», — объясняет Марк Гойхман. ист. RT на русском.
Отредактировано: Пасечник - 05 июн 2020 09:07:36