Касты в исламских странах Южной Азии (
Пакистан и
Бангладеш) — своеобразная система социальной иерархии, возникшая в эпоху
Империи Великих Моголов как компромисс между индуистскими и исламскими традициями. Термин «касты» в
исламских обществах не используется. «Исламские касты» — система существенно более мягкая, чем
касты в индуизме, допускающая переходы из одной социальной группы в другую. С другой стороны,
такая система находится в прямом противоречии с Кораном, осуждающим неравенство по какому-либо внешнему признаку[1][2].
Аналогичный пережиток индуизма существует среди христиан Индии.
Помимо
деления на «ашраф» и «аджлаф»,[8] при котором
ашрафы претендуют на более высокий статус, исходя из своего иностранного (арабского или тюркского) происхождения[6][9], среди «аджлафов» существует более подробное деление на профессиональные касты.
[9]
Помимо «ашраф» и «аджлаф», среди местных мусульман существует также каста «арзал», которую противники кастового деления (например,
Амбедкар) считали аналогом индийских «
неприкасаемых».
[11][12] Термин «арзал» обозначает «падший», и данная низшая каста, в свою очередь, подразделяется на подкасты (Бханар, Халалькхор, Хиджра, Касби, Лальбеги, Маугта, Мехтар и др.).
[11][12][13] Группа «арзал» была выделена при переписи 1901 г. в Британской Индии как
те, «с которыми прочие мусульмане не хотят иметь ничего общего, и которым запрещено входить в мечеть или использовать общественные кладбища». На них возложены такие ритуально нечистые профессии, как уборка трупов и ассенизация.
[14].
Исследования бенгальских мусульман в Индии показывают, что понятия «чистоты» имеют хождение в межгрупповых отношениях, и относятся именно к социальной группе человека, а не к его финансовому состоянию.
[9]Среди низких по статусу мусульманских общин известны:
ансари, кунджра, чурихара, дхоби и халалкхор. Среди высших исламских каст известны:
сайед,
шейх,
патан, хан и маллик.
[15] Данное кастовое расслоение коррелирует с данными, полученными генетиками.
[16]
Отчёт Комиссии Сачара, составленный по поручению Правительства Индии в
2006 г., документально подтверждает продолжающееся расслоение мусульманского общества.
Взаимодействие между «унчи зат» (высшая каста) и «ничи зат» (низшая каста) регулируется отношениями типа «патрон-клиент». Эта система отношений в индийской традиции называется «джаджмани» (верховенство), более высокая каста называется «джаджман», а более низкая — «камин». После контакта с «камином» «джаджман» должен «очистить» себя, совершив краткое омовение.
[9] В индийском штате
Бихар отмечались случаи, когда
мусульмане высших каст категорически возражали против захоронения мусульман низших каст на одних кладбищах с членами их высшей касты.
[15]