Четвертое. Ещё любопытней ситуация с южным транспортным коридором, который предполагается разблокировать по Соглашению и интернационализировать под контролем российских сил:\n\n
Тут надо пояснить, что по пограничному Югу проходит не только автомобильная дорога, но и
железная дорога. Часть её построена в 1936 г., а соединение со старой царской дорогой в Джульфе - в 1941 г. Коридор этот заброшен в 1992 году, когда война перерезала аж в 4 местах. Постепенно Армения разобрала свои участки, а Азербайджан сохранил их до Горадиза на востоке, и внутри Нахичеванского анклава.Но это не всё!
Иран, воспользовавшись 30-летним безвластием и по факту "ничейной" буферной территорией, под шумок
построил там Худаферинскую ГЭС и затопил около 15 км демонтированной железной дороги. Вот этот кусок, в зеленом квадратике:
Понятно, что там серьёзно изменился рельеф. Причём настолько серьёзно, что
после подьема уреза воды на 35-40 м новое место для линии напоминает Кругобайкалку - там надо вырубать скальный коридор, это сверхдорого. Правда, такой самый сложный участок длится всего 8-9 км, но тем не менее. Когда-то было Соглашение СССР и Ирана от 1977 года, где этот проект предусматривалось делать совместно. Однако Иран после исчезновения второй стороны на всё это изящно положил х..., ой, болт, и сделал то, что хотел без учёта транзитной линии. Азербайджан земли не контролировал, Армении было пофиг. Теперь получили транспортно-географический тупик. Кстати, мне не очень понятно,
почему Азербайджан помалкивал, когда Иран менял рельеф территории и в одностороннем порядке перекрыл ж/д коридор.
Зона затопления линии (красным цветом):
Рельеф изменился настолько сильно, что
теперь просто так линию не продолжить. Она подходит к Худаферинской ГЭС снизу и упирается в плотину. Высота перепада уровней - 65 м. Это значит, что железную дорогу придётся переделывать до ГЭС на протяжении как минимум 10 км и поднимать её, чтобы компенсировать перепад высот. А далее либо пробивать тоннель через скалы в 6-7 км, либо пробивать береговой коридор, как на Кругобайкалке. Всё это очень дорого.