Только сейчас страна начинает вновь полностью восстанавливать инвестиции в эту передовую технологию, чтобы нагнать своих «
целеустремлённых, хорошо финансируемых противников», пишет The Washington Times со ссылкой на учёных и военные источники.
Представители Пентагона предупреждают, что Россия и Китай опережают США в гонке по созданию самых быстрых в мире самолётов и противорадиолокационных ракет. Поэтому американские университеты и лаборатории сталкиваются с серьёзными проблемами в зачастую утомительной исследовательской работе, имеющей решающее значение для национальной безопасности.
Для исследователей гиперзвуковых технологий в американском Университете Пёрдью было ясно уже давно, что США вскоре столкнутся с крупным глобальным вызовом. Они осознавали, что их работа будет иметь решающее значение для изменения ситуации.
«
Я думаю, многие из нас понимали, к чему всё идёт. Пожалуй, ещё лет пять, десять назад»,
— отмечает доцент Школы аэронавтики и астронавтики при Университете Пёрдью Джозеф Джуэлл. Он входит в команду специалистов, работающих над гиперзвуковыми технологиями.
На одном из складов неподалёку от аэропорта Пёрдью находится аэродинамическая труба, строительство которой 20 лет назад профинансировала компания Boeing и ВВС США. Этот проект помогает исследователям изучить влияние турбулентности на транспортные средства, движущиеся на скорости в 6 Махов и выше, то есть скорости, которая рассматривается в качестве «
главного военного приоритета» в Вашингтоне, Москве и Пекине. Примечательно, что этот комплекс
— всего лишь один из множества проектов в университетах, государственных лабораториях и частных оборонных фирмах по всей Америке.
Как полагают аналитики, благодаря этим исследованиям выиграют все подразделения Вооружённых сил США и оборонно-промышленная база в целом. Гиперзвуковые технологии позволят создать
«ракеты, которые будут более быстрыми и манёвренными, самолёты, способные летать с ранее невообразимой скоростью, оружие, которое грозит сделать существующие системы обороны устаревшими, и множество других замечательных усовершенствований».
«
Это затронет все аспекты нашей деятельности»,
— уверен отставной генерал ВВС США Герберт Карлизл, который в настоящий момент является президентом и исполнительным директором Национальной ассоциации оборонной промышленности.
Именно эта организация спонсировала недавнюю конференцию в Пёрдью, основной темой которой стал гиперзвук. На мероприятие съехались специалисты по вооружению и учёные со всех концов страны. Их одновременно «
переполнял энтузиазм и беспокойство», обращает внимание The Washington Times.
На фоне всевозрастающего интереса к гиперзвуковым технологиям со стороны СМИ и законодателей становится всё очевиднее, что американским военным предстоит проделать огромную работу, чтобы хотя бы нагнать своих оппонентов. «
Это меня беспокоит. Я думаю, это беспокоит большинство людей»,
— признался Джуэлл.
По его словам, благодаря космической программе и значительным инвестициям в аэрокосмическую отрасль США добились «
большого технического преимущества». В то же время за последние десять лет положение страны в этой области «
ослабло и продолжает подтачиваться гораздо быстрее, чем раньше».
Это «
ослабление» в гиперзвуковой сфере вызвано сочетанием двух факторов. Пока США сокращали объём исследований, финансирование и количество экспериментов в Китае и России резко возросли, рассуждают эксперты.
Издание напоминает, что в декабре прошлого года Россия испытала новый ракетный комплекс «Авангард». Президент Владимир Путин назвал оружие «
неуязвимым для сегодняшних и для перспективных средств ПВО и ПРО вероятного противника» и объявил, что система вскоре поступит на вооружение российской армии.
Между тем американские специалисты приводят множество причин отставания США. Но особый акцент они делают на отсутствие испытаний гиперзвуковых летательных аппаратов, что создаёт «
опасную брешь» в боевом потенциале страны.
«
Напомню, что Соединённые Штаты запускали первый гиперзвуковой двигатель на интегрированном транспортном средстве в 2004 году. В 2010-м ВВС США выпустили первый, как я бы назвал, действующий гиперзвуковой двигатель — двигатель, который мог работать до тех пор, пока в него подавалось топливо»,
— отметил представитель Института военных исследований Марк Льюис.
«
Последний полёт этого двигателя состоялся в 2013 году. Что ж, добро пожаловать в 2019 год! Итак, прошло шесть лет»,
— сказал он. «
Нельзя добиться прогресса, если между вашими программами промежутки в десятки лет. Поэтому неудивительно, что наше положение оказалось оспоренным»,
— добавил Марк Льюис.
В Пентагоне не отрицают, что за последнее десятилетие нация отвлеклась от гиперзвука. Военные лидеры США с готовностью признают, что они не придерживались широкой стратегии, которой следовал Китай.
Для Минобороны США развитие гиперзвуковых технологий
— приоритетная задача. Но американские законодатели предлагают Пентагону пойти ещё дальше и создать ведомство, которое будет заниматься исключительно гиперзвуком.
Оборонная промышленность добивается более тесного сотрудничества между профильными фирмами и научными кругами, чтобы быстрее получать более качественную продукцию. Но из-за структурных проблем США отстают от Китая и России.
Вертикальная административно-командная подконтрольная правительству система позволила Пекину двигаться быстрее в развитии гиперзвуковых технологий. В то же время американским военным, подрядчикам Пентагона и академическим учреждениям ещё только предстоит найти способ органично работать вместе для достижения общей цели, считают аналитики.
«
Нам нужно научиться работать вместе. Правительству, промышленности и всем, с кем мы сотрудничаем, — подчеркнул профессор Университета Теннеси Джон Шмиссер, специализирующийся на аэрокосмических технологиях.
— Если чего-то не хватает Соединённым Штатам, так это сильной вертикальной интеграции».
https://russian.rt.com/inotv/2019-08-12/Washington-Times-eksperti-obyasnili-pochemuНевозможно утратить то, чего не было. США никогда не были лидером в области гиперзвука. И не будут.