Что происходит?
Организация Tor Project, разрабатывающая интернет-браузер Tor, сократила более трети сотрудников. Об этом сообщила её исполнительный директор Изабелла Багерос.
Согласно её публикации, Tor Project пришлось расстаться с 13 из 35 разработчиков из-за финансовых проблем, вызванных пандемией коронавирусной инфекции CoViD-19. Развитием программного обеспечения компании, в том числе и Tor Browser, продолжит заниматься команда из 22 человек.
Издание Zdnet сообщило, что причиной сокращения сотрудников стало снижение доходов инвестора. Tor Project финансируется американскими НКО, а они существуют исключительно за счёт пожертвований.
Кому выгоден Tor?
И тут ситуация максимально наглядная. Как только у американских НКО появились проблемы с деньгами, у браузера, созданного для "вольного полёта мыслей", выражения настоящего мнения блогеров из авторитарных стран и слива личных данных людей возникли финансовые трудности следом.
Получается, Tor — не свободная площадка, а политический инструмент, кормящийся с руки США.
На подконтрольность Tor намекает и его история создания.
Технология, лежащая в основе браузера Tor, была разработана ВМС США для шифрования сообщений военных. Уже впоследствии она стала открытым проектом и оказалась доступна всем желающим.
Что такое Tor?
Ключевая особенность интернет-браузера — анонимность, к слову о средстве коммуникации для военных и шифровании данных.
Браузер Tor шифрует трафик и не позволяет рекламщикам, провайдеру, администраторам сайтов и другим отслеживать запросы пользователей. Информация передаётся по случайной цепочке сети Tor, а она состоит из тысяч узлов-серверов. Ваш запрос может пройти через Германию или США. На деле вы из России зайдёте на сайт, который тоже находится в России. Так скрывается ваш IP-адрес.
Кто финансирует Tor?
Основная часть средств на развитие Tor поступает от подконтрольных Правительству США фондов. Правда, в последние годы доля подобных пожертвований стремительно сокращалась: в 2015 г. она составляла 85%, в 2016 г. — 76%, а в 2017 г. — 51%.
В 2015 г. Tor Project впервые добавил на официальный сайт кнопку для сбора средств от обычных граждан. Это было связано с желанием анонимной сети избавиться от зависимости от государственных источников финансирования.
Избавилась или нет, неизвестно. Финансовых отчётов Tor за последние два года нет. Последний из доступных отчётов по форме IRS 990 для НКО — за 2017 г.
Согласно нему, крупными жертвователями в тот период выступили:
- Подконтрольный Правительству США фонд Radio Free Asia ($798 тыс.), фонд SRI International ($635 тыс.) и Национальный научный фонд ($548 тыс.).
- Государственный департамент США выделил проекту $133 тыс.
- Ещё $594 тыс. пожертвовало Шведское управление международного сотрудничества в области развития (SIDA, относится к Министерству иностранных дел Швеции).
Чем опасен Tor?
У свободы есть и обратная сторона — без регулирования может начаться беспредел. Так, Tor помог Эдварду Сноудену связаться с Лорой Пойтрас, снявшей документальный фильм о тотальной слежке властей США. Но этот же свободный браузер помогает нарушать закон.
Любой пользователь может создать в сети Tor анонимный сайт, и его никто не сможет заблокировать. А в Tor полно незаконных ресурсов вроде бирж по продаже запрещённых веществ с оплатой криптовалютой. Создателя самого известного из них, "Шёлкового пути", нашли только благодаря счастливой случайности, хотя он жил и работал в США.
Впрочем, вычислить пользователя Tor можно, но тут опять же всё зависит от стечения обстоятельств. В 2013 г. был задержан студент Гарвардского университета Элдо Ким, который сообщил о заложенной бомбе в своём вузе, чтобы сорвать экзамен. ФБР изучило трафик и выяснило, кто в кампусе пользовался Tor. Их оказалось немного, особенно в то время, когда были посланы письма. Так Ким был застигнут врасплох.
У свободы есть две стороны: отсутствие ограничений и возможность творить беспредел. Первое позволяет говорить о проблемах, второе — совершать преступления. Допустим, браузер нужно убрать из внимания, потому что он приносит пользу, давая свободу.
Только вот эта свобода прежде всего выгодна властям США. А потом уже — народу.