«В реальности так называемый нейтралитет израильского правительства считается четкой пророссийской позицией. Мы призываем израильское правительство... поддержать Украину оборонительными средствами».
То есть — кто не с нами, тот против нас. Причем от призывов дать им оружие украинцы перешли к откровенному шантажу. На что тут же получили жесткий ответ от посла Израиля на Украине господина Бродского:
«Нам была направлена официальная нота с перечнем оружия, которое Израиль должен предоставить Украине. Это было в какой-то момент, когда Иран стал поставлять дроны России, было сказано: „Ну, вот, Иран поставляет дроны России, теперь Израиль нам должен“. И вот этот список нам направили, — возмутился израильский посол. — Ну это какое-то новое слово в дипломатии».
Дело в том, что Киев уже привык получать в значительной степени бесплатно оружие от Европы и США, превратившись в развязного нищего, который не смиренно просит, а уже агрессивно требует подачки деньгами и оружием. Ему, по его ощущениям, все обязаны. А если наталкивается на отказ, тут же становится на путь прямого шантажа и угроз.
Так, Киев угрожает ввести ограничения на въезд израильтян для участия в ежегодном паломничестве хасидов, приуроченном к празднованию еврейского Нового года Рош ха-Шана, который в этом году отмечается с 15 по 17 сентября, из-за недостаточной, по его мнению, поддержки Израилем Украины. По традиции ежегодно десятки тысяч евреев, исповедующих хасидизм, совершают паломничество в Умань на Украину, где находится могила основателя брацлавского хасидизма рабби Нахмана.
Кроме того, грозит Киев, может быть рассмотрен вопрос о приостановке действия соглашения о безвизовом режиме между Израилем и Украиной, ограничение собраний в Умани или затруднение в пересечении сухопутной границы, через которую должны въезжать евреи, прибывающие в Умань.
А началось все с того, что израильтяне собрались отменить медицинскую страховку для украинских беженцев. Причем надо знать специфику этого ближневосточного государства, которое с самого начала создавалось как государство евреев исключительно для евреев. И оно вообще не принимает никаких беженцев, кроме тех случаев, когда это евреи. Для украинцев было сделано исключение, но прошло время и выяснилось, что украинские беженцы совсем не собираются домой, а собираются жить в Израиле, получая социальную помощь, что вызывало сильное недовольство в израильском обществе.
И вот пошел обмен взаимными ударами с обеих сторон: мы отменим вашим беженцам медстраховку, а мы тогда в ответ не пустим ваших паломников в Умань. В августе посольство Украины в Израиле заявило, что еврейские паломники не смогут посещать Умань, если продолжится депортация украинцев из страны.
Израильский посол на Украине Михаил Бродский не принял претензии киевских властей по поводу массовой депортации украинцев. По его словам, въехать в Израиль не позволили лишь тем украинцам, которые планировали работать нелегально. Дело дошло до того, что премьер Нетаньяху обсуждал этот вопрос по телефону с президентом Зеленским. И отношения между двумя государствами обострились настолько, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху не поздравил Украину с Днем независимости, который отмечался 24 августа.
Причем надо знать хасидов: они поедут в Умань в любом случае, что бы ни случилось. Главный раввин Израиля заявил: мы и при Сталине приезжали в Умань, теперь нас тем более не испугаешь.
Так что, если Украина начнет чинить препятствия хасидам, то дело может кончиться гуманитарной катастрофой, которую израильтяне не простят. Украинцы привыкли, что Европа просто бежит выполнять их требования, и забыли о том, что Израиль придерживается принципа — никогда не вести переговоры с теми, кто его пытается шантажировать.
Так почему Израиль категорически отказывается поставлять оружие Украине? Одна из главных причин, и об этом открыто говорит Нетаньяху, — это то, что западное оружие, которое Украина получает, потом контрабандой попадает к израильским границам. Ведь ни для кого не секрет, что на Украине идет бойкая торговля полученным от США и НАТО оружием. А зачем Израилю поставлять свое оружие Киеву, чтобы потом им же воевали против самого Израиля?
«Любые системы, которые мы дадим Украине, могут быть использованы против нас, поскольку они могут попасть в иранские руки. Кстати говоря, это не теоретическая возможность. Это на деле уже случилось с западными противотанковыми вооружениями, которые мы теперь находим у наших границ. Так что тут мы должны действовать осторожно», — заявил Нетаньяху в одном из интервью.
Осторожность — это, пожалуй, ключ к политике Израиля в российско-украинском конфликте. Потому что, в первую очередь, Израиль думает о своей безопасности, ведь все годы существования во враждебном окружении арабских стран приучили Тель-Авив во главу угла ставить вопрос выживания еврейского государства. И он совершенно не собирается жертвовать своими интересами ради Украины. А обострение отношений с Россией, совершенно очевидно, может сказаться на безопастности самого Израиля. Речь идет о столкновении интересов в Сирии и конфликте с Ираном, который впрямую ставит своей целью уничтожение еврейского государства. И понятно, что поставка оружия Украине приведет к более тесному военному сближению Ирана с Россией. А надо ли это Израилю? Ответ очевиден. Нет. Не надо.
«Наши пилоты летают рядом с российскими пилотами в небе над Сирией. И я думаю, важно, чтобы мы сохранили свою свободу действий против попыток Ирана закрепиться в военном отношении на нашей северной границе», — заключил Беньямин Нетаньяху.
Так что мечты Киева получить систему ПРО «Железный купол», предназначенную для защиты от неуправляемых тактических ракет с дальностью полета от 4 до 70 километров, похоже, не осуществится. Да, на гуманитарную помощь, систему раннего оповещения, отправку врачей Израиль согласен, но на прямые поставки израильского оружия Тель-Авив не пойдет. И даже стратегический союзник Израиля США не может его заставить изменить свою политику. Обладая батареями и запасом ракет к «Железному куполу», США не могут передать их Украине, поскольку Израиль не дает разрешения на их реэкспорт Украине.
Кроме вооружений, Украина требует от Израиля просто денег — минимум полмиллиарда. Но максимум, на что Израиль согласился, — это начать переговоры о кредите в $200 млн. И все. То есть «мы, конечно, морально вас поддерживаем, но дальше — сами, сами, сами».
Нельзя не учитывать и тот момент, что две самые большие и влиятельные диаспоры в Израиле — это русская и украинская. И Тель-Авиву совсем не нужен конфликт между ними. Поэтому он балансирует, чтобы избежать внутренних противоречий, которых и так немало в самом Израиле. Чего стоят многотысячные демонстрации протеста против решения сузить полномочия Верховного суда! Важно для Израиля и экономическое сотрудничество с Москвой, которая является для этой страны одним из главных поставщиков сырой нефти. Кроме того, Тель-Авив не хочет терять выгоды от экспорта своей продукции в Россию.
При этом Украина, по заявлениям Зеленского, собирается взять для своего развития именно модель Израиля. По его словам, Украина должна стать в Восточной и Центральной Европе тем, чем является Израиль на Ближнем Востоке. Он так же собирается постоянно воевать и рассчитывает на постоянную экономическую и политическую помощь США. Но Украина — не Израиль. Нельзя повторить чужой опыт, который обусловлен миллионом причин. Но похоже, киевские политики этого не понимают, так же, как и то, что эту войну им у России не выиграть. И это непонимание приведет к трагическим последствиям для Украины.