Ни те, ни другие не налегали во время предвыборной кампании на тему Брекзита, которая раздражает, а скорее всего, уже и раскалывает британское общество. Сегодня 57% считают, что это решение было ошибочным.
«Это самая бесчестная кампания за всю нашу историю, поскольку обе стороны упорно избегают дискуссии на нашу главную тему — Брекзит, — считает Майкл Хезелтайн, бывший заместитель премьер-министра. — Нельзя говорить об экономике, обороне, иммиграции или окружающей среде, не возвращаясь к Брекзиту. Мы отрезаны от внешних рынков и от наших самых главных партнеров, и именно в этом — основа кризиса, с которым столкнулась наша страна».
Даже партия Reform UK, а она считается двигателем Брекзита, и та не стала ставить эту тему в основу своей кампании. Для нее главными сюжетами стали миграция и выход из Европейской конвенции по правам человека, которая, опять же, мешает бороться с миграцией. И, похоже, не прогадала, показав очень убедительный результат. Ее кандидаты пришли четвертыми, хотя в последние годы болтались в нижней части опросов на уровне 3-4%.
В ближайшие дни Киру Стармеру предстоит поездка в Вашингтон, где собирается саммит НАТО. Это будет своего рода крещение, поскольку там он встретится с главами государств и правительств, с которыми ему предстоит общаться. Затем, 18 июля, он примет в Бленхеймском дворце еще 27 руководителей государств в рамках саммита Европейского политического союза. Создать такую очередную неформальную площадку — идея Макрона. Таким образом, в течение месяца Стармер лично перезнакомится практически со всеми коллегами.
Дальше ему предстоит выстроить отношения с Брюсселем. Во всяком случае, он обещал пересмотреть некоторые соглашения, назвав действующий договор с Евросоюзом «составленным небрежно». Однако он исключил основные положения: выход на единый рынок товаров и услуг или восстановление безвизового режима. Скорее всего, он начнет с пересмотра, допустим, соглашения о финансовых услугах — в Британии, как оказалось, катастрофическая нехватка бухгалтеров, — или с соглашения с ETS, Европейской системой торговли выбросами.
«Когда начинаешь вникать в то, что они хотят сделать, то понимаешь, что это, в общем-то, не самые значимые вещи, — говорит заместитель директора Центра европейских реформ Ян Бонд. — Но даже и по ним будет сложно договориться».
Брюссель тоже заинтересован в подвижках в отношениях с Британией. Например, ему нужно пробить соглашение о свободном передвижении молодежи. Еврокомиссия уже предложила заключить такой договор, который позволит британцам и европейцам свободно пересекать границы, чтобы учиться и работать.
Но куда важнее — соглашение Великобритании и ЕС о безопасности и обороне, которое за натовскими рамками.
«Хоть у Британии и ЕС отношения не самые простые, надо понимать, что у них — одна из крупнейших армий Европы, — считает директор британской всемирной программы в аналитическом центре Chattam House Оливия О’Салливан. — Она тратит более 2 процентов своего ВВП на оборону и уже тесно сотрудничает в этой области со странами Балтии и Северной Европы».
Во внутренней политике планы Стармера и его кабинета вполне предсказуемы. Все или почти все перекладывается на госбюджет. В экономике это прежде всего увеличение налогов с богатых и корпораций. Кто бы сомневался. Увеличение минимальной зарплаты. Поддержка прав трудящихся и профсоюзов. Инвестиции в инфраструктуру и зеленые технологии, которые должны, по мнению лейбористов, стимулировать развитие экономики.
Британское государственное здравоохранение в последние годы превратилось просто в какой-то бич страны. Очереди на операции растягиваются на месяцы, если не на годы. Катастрофически не хватает ни врачей, ни медсестер, вплоть до того, что Сунак в свое время решил в срочном порядке приглашать индийских специалистов. Люди просто бегут из профессии, где работать тяжело — ответственности много, а денег мало. Лейбористы намерены увеличить финансирование Национальной службы здравоохранения (NHS), и в перспективе — провести серьезную реформу всей системы, которая должна что-то сделать с доступом к медицинским услугам.
На образование тоже предстоит изыскать бюджетные деньги, которые будут инвестированы как в государственные школы, так и в университеты. Кстати, свыше 40% разработчиков программ в области государственного образования в Европе отдают своих детей в частные школы. Не говоря уже о том, что практически весь английский так называемый upper middle class, то есть верхушка среднего класса, рассматривает только частные школы, и потом эти ребята занимают ключевые посты в бизнесе, политике или СМИ. То есть государственное образование рассчитано и будет предназначаться небогатым слоям и детям мигрантов.
Есть в планах и финансирование поддержки программ для студентов. Весьма актуально для Британии, которая вместе с Брекзитом вышла и из многих европейских научных проектов и обрезала английским студентам возможность стажировок в Европе.
В области жилья и социальной политики Стармер, как и обещал, хочет резко увеличить строительство социального жилья и поддержать тех, кто уже снимает такую квартиру. В принципе, в планах лейбористов довольно расплывчато прописано «предоставление помощи жильцам», без детализации. Квартплата и коммуналка в Англии (даже не в Лондоне, там вообще небо) уже зашкаливают и многим просто недоступны.
В области экологии предполагается поставить перед страной еще более амбициозные цели и, естественно, профинансировать все это. Зеленые программы, — например, борьба с выбросами парниковых газов, все больше подвергаются сомнениям и критике. Денег на них надо очень много, но эффекта никто не ощущает. Фонды борьбы с разными климатическими изменениями проявляют настоящие гурманские качества, когда дело касается их финансирования.
Что будет с Сунаком? Министры его кабинета накануне выборов попросили остаться на посту лидера тори по крайней мере до сентября, чтобы обеспечить «последовательность и стабильность», а грубо говоря, помочь избежать хаоса, который может начаться сейчас в консервативной партии, и дележа мест в теневом кабинете.
На пост лидера претендуют несколько потенциальных преемников. Прежде всего, это министр по делам бизнеса Кеми Баденок, министр внутренних дел Джеймс Клеверли, его предшественница Прити Пател, министр безопасности Том Тугендхат и министр здравоохранения Виктория Аткинс. Напомним: для того, чтобы занять пост лидера, необходимо быть действующим депутатом Палаты общин.
А вообще на балу претендентов правят руководство партии и «Комитет 1922 года». Это группа депутатов-бэкбенчеров—заднескамеечников. Они вместе определяют минимальное число претендентов, из которых потом остаются два финалиста.