Вот подробнее о транспорте нефтепродуктов в Европу и не только:
----------------------------------------------------------
Интервью с президентом ОАО «АК «Транснефтепродукт» (ТНП) Михаилом Меженцевым: «Выведем "Север" на полную мощность в 2011 г.» ОАО «АК «Транснефтепродукт» (ТНП) планирует выйти на полную мощность транспортировки дизельного топлива с содержанием серы 10 ppm по нефтепродуктопроводу «Север» в 2011 г. за счет объемов строящегося сейчас Нижнекамского НПЗ. Об этом и других планах компании в интервью Argus рассказал президент ТНП Михаил Меженцев.В–
Вы возглавили ТНП год назад. Наверное, можете подвести итоги работы за этот период. М.М.– Удалось, пожалуй, самое главное: сохранить объемы транспортировки по системе трубопроводов, несмотря на довольно непростой год для страны. Ощутимо ударило по объемам прокачки падение спроса на внутреннем рынке, но пока держимся в рамках показателей прошлого года.
В январе–сентябре 2009 г. объем сдачи нефтепродуктов в трубу составил 21,393 млн. т по сравнению с 21,811 млн. т за девять месяцев 2008 г. При этом сдача в трубу для поставок на внутренний рынок за девять месяцев 2009 г. составила 6,791 млн т против 8,687 млн т в 2008 г. В первую очередь это связано с резким снижением потребления дизтоплива и керосина на российском рынке. Летать стали меньше, сеять стали меньше, строить меньше и закупать стали меньше.
За I полугодие 2009 г. выход светлых нефтепродуктов на российских НПЗ упал на 1,2 млн т, при стабильном уровне нефтепереработки. Нам удалось нарастить объем транспортировки по отношению к показателю производства в процентном соотношении, но объем сдачи остался примерно на уровне 2008 г.
Удалось также сохранить компанию с точки зрения человеческого ресурса. Одной из целей будущего развития компании является повышение уровня социального обеспечения и заработной платы работников до одной планки с другими дочерними компаниями «Транснефти».
В–
Год назад вы озвучивали проблему загрузки и как следствие окупаемости проекта «Север». Удалось ли ее решить?М.М.– На данный момент, с моей точки зрения, удалось. В результате долгих переговоров с «Лукойлом», мы нашли точки взаимопонимания. Уже третий месяц трубопровод хорошо загружается исходя из текущей конъюнктуры: на уровне 480–490 тыс. т/месяц. Этот показатель сохранится до конца года. В годовом исчислении – это более 5,5 млн т.
У нас есть принципиальные договоренности с «Лукойлом» об увеличении объемов сдачи дизтоплива с Нижегородского НПЗ с 1 января 2010 г. В следующем году мы должны выйти на уровень 6,2–6,5 млн т/год. Мы наладили хороший контакт с руководством Татарстана и видим, что наши планы по строительству трубы и планы республики по строительству Нижнекамского НПЗ следуют в одном направлении. Я думаю, что в 2011 г., хотя декларируется декабрь 2010 г., мы полностью закроем пропускную способность «Севера» на расчетные 8,5 млн т/год за счет объемов НПЗ Республики Татарстан. Там довольно серьезный проект с хорошим выходом дизельного топлива, возможно даже пропускной способности трубопровода будет немного не хватать.
В–
Осуществляются ли поставки дизтоплива в систему «Север» с Пермского НПЗ?М.М.– С Пермского НПЗ все поставляется по прежней схеме. «Лукойл» качает по своей трубе на нефтебазу Камбарка, а дальше грузит по железной дороге на свой терминал в Высоцке.
По такому же маршруту – через Камбарку – «Лукойл» отгружает дизтопливо с содержанием серы 10 ppm с уфимских НПЗ. Можно даже говорить о создании нового транспортного узла.
В–
Нет ли планов по продлению «Севера» до уфимских НПЗ, поскольку они наращивают производство дизтоплива с содержанием серы 10 ppm?М.М.–
Теоретически они могут нарастить объем производства дизтоплива с содержанием серы 10 ppm до 200–250 тыс. т/месяц по нашей информации, это 2–2,5 млн т/год. Вопрос в другом – строительство трубы дело не дешевое, а учитывая, что с вводом Нижнекамского НПЗ труба будет полностью загружена, такие планы активно не рассматриваются. Всех игроков на рынке устраивает ситуация которая сложилась на сегодняшний день.
Насколько я понимаю, РЖД оказывает качественные услуги на маршруте Камбарка – Высоцк, поэтому экономически обосновать строительство трубы до Уфы мы вряд ли сможем.
В–
А если расширить «Север»?М.М.– Когда мы говорим о расширении «Севера», то это же не только строительство еще одной трубы. На сегодняшний день технико-экономические расчеты по порту Приморск показывают, что пропускная способность причалов в порту составляет 8–8,5 млн т/год.
В–
Ведутся ли в настоящее время переговоры с «Лукойлом» о строительстве ответвления от «Севера» до Высоцка? М.М.– За последний год таких переговоров не велось. Ответвление на Высоцк достаточно дорогостоящий проект, поэтому если «Лукойл» готов финансировать, мы готовы это рассматривать. Насколько я себе представляю, пропускные способности Приморска и Высоцка практически сопоставимы и при выходе на проектную мощность они достигнут максимума.
В–
Недавно ТНП провел так называемую коррекцию тарифов, но в результате стоимость прокачки на большинстве экспортных направлений выросла. Так ли это и не приведет ли это к сокращению объемов прокачки? М.М.– Последняя коррекция была в августе, но о значительных изменениях говорить не приходится. Мы корректировали тарифы по московскому кольцу, пытаясь договориться с новыми акционерами Московского НПЗ. Более того, мы не раз заявляли, что готовы уменьшать, в том числе диспетчеризацию, по наиболее интересным для компаний маршрутам в случае сдачи гарантированных объемов в трубу. Это касалось Московского и Рязанского НПЗ. Наша позиция неизменна: больше качаем – дешевле стоит. По незагруженным направлениям мы готовы снижать стоимость услуг, но за это должны получать гарантированную загрузку системы. Московское и рязанское направления для нас стратегически интересны. Я думаю, мы договоримся.
В–
Есть ли примеры того, что компания обещает прокачивать больше и ТНП готова понизить тарифы? М.М.– У нас такие взаимоотношения с «Лукойлом». Два месяца назад мы договорились о принципиальной загрузке трубопровода с Уфы в направлении Камбарки дизтопливом 10 ppm в объеме 100 тыс. т/месяц. В этом направлении мы рассматриваем понижение тарифов, до этого качали 50–60 тыс. т/месяц. Есть также новые проекты с неподключенными заводами, которые мы тоже обсуждаем, но я не хотел бы сейчас об этом детально говорить. То же касается направлений Новограда-Волынского, нефтебаз на территории Украины и Венгрии, мы готовы обсуждать любые условия при гарантированных объемах загрузки.
В–
Какова тарифная политика ТНП на ближайший год? М.М.– Все будет зависеть от курса доллара. Если уровень рубля относительно американской валюты сохранится на нынешнем уровне, то нас устраивают те тарифы, что есть. В бюджет мы закладываем курс доллара 35 руб. Необходимо учитывать также и то, что нам нужно отдавать кредиты. Мы совместными усилиями реструктуризировали кредит, но, тем не менее, долги есть. На сегодняшний день есть план до 2012 г. по погашению кредита - это более $800 млн.
В–
С момента перехода системы ТНП на прокачку малосернистого газойля объем поставок в Вентспилс держится на уровне 300 тыс. т/месяц, хотя ранее доходил до 600 тыс. т/месяц. С чем связано снижение и ожидается ли увеличение прокачки?М.М.– К зиме объем прокачки повысится. Снижение поставок вызвано экономическими факторами. В этом году нетбэк на юге выше, чем на севере, а также постоянно прыгающая пошлина и ремонтные работы на трубе. Ремонты будут продолжаться от четырех до пяти дней до конца ноября.
Те объемы, которые мы транспортируем в настоящее время, нас устраивают. Кроме того, когда ТНП была самостоятельной компанией, для нас была главной наша собственная выручка. А теперь, мы дочернее предприятие «Транснефти», и когда мы используем перевалку компании на нефтебазе «Шесхарис» в порту Новороссийск, вся система зарабатывает деньги. Без пафоса хочу сказать, что для нас российские интересы превыше всего: загружается железная дорога и загружается российский порт. Наши объемы от этого не страдают, мы, как ТНП, получаем лишь немного меньше денег.
Кроме того, мы исходим из нашей концепции безопасности системы, принятой год назад: строить новое конечно хорошо, но и о том, что есть, забывать не надо. Аварии, которые происходили на территории Белоруссии, это, прежде всего удар по имиджу российской компании. Мы не хотим повторения этого, поэтому совместно с белорусским руководством принята сбалансированная программа по устранению дефектов. Программа одобрена как на уровне контроля «Транснефти» (специалистами Диаскана), так и на уровне гостехнадзора Белоруссии.
Реализация программы по устранению дефектов будет продолжаться и в 2010–2011 гг., но из аврального режима, который наблюдался в конце 2008 г., переходим к нормальному плановому режиму работы. Мы будем стараться проводить ремонты в летние месяцы, которые наименее загружены. В декабре остановок не планируется. Ранее мы предусматривали ремонтные работы до конца декабря, однако пришлось сдвинуть график до конца ноября.
В–
Вы были не очень довольны финансовым состоянием дочерней компании «Латространс», как обстоит дело сейчас? М.М.– Надеемся что этот год для «Латространса» завершится безубыточно. Это будет зависеть от объемов прокачки в ноябре–декабре, поэтому точно можно будет сказать лишь в начале следующего года. По крайней мере, исходя из наших планов по прокачке до конца года, надеюсь, что даже если и будут убытки по итогам года, то они будут минимальными.
Во-первых, у ТНП неконтрольный пакет акций «Латространса», поэтому напрямую воздействовать на деятельность компании нам тяжело. Во-вторых, сама дизельная труба не может быть убыточной, просто на балансе «Латространса» есть пара нефтяных труб, по которым ранее российская нефть поставлялась в Прибалтику. Большой объем средств тратится на поддержание нефтяных труб, потому что никто не принимал решение о ликвидации этих труб. Если сможем дизельной трубой вытянуть все остальное, то вытянем. Поэтому никто не заинтересован в убыточности компании.
В–
На какой стадии находится проект «Юг»? М.М.– Буквально на днях мы закончили согласование проекта с Минобороны, а дальше вопрос к материнской компании, у ТНП все готово. Трасса понятна, стоимость понятна, инфраструктура понятна, ждем согласования с головной компаний. Думаю, что в 2010 году нам могут дать команду приступать к активным действиям.
В–
Каковы основные параметры «Юга»?М.М.–
Длина трубопровода – не менее 1,2 тыс. км. Планируемая мощность около 8,5 млн т, это будет одна нитка по нашим стандартам. Больше и не нужно, новых крупных НПЗ, кроме Нижнекамского, строиться не будет в перспективе двух—трех лет. Ресурсная база останется прежней, пропускные способности портов сбалансированы. Мощность 8 млн т/год, максимум 9 млн т/год – это база «Юга», исходя из мощности Шесхариса. Окончание трубопровода запланировано в Шесхарисе, поскольку при готовой на 65–70% инфраструктуре, неоправданно рассматривать другое окончание. С момента принятия решения «Транснефтью» проект будет реализован за три года. Размер инвестиций не поменялся – 60–70 млрд руб. в зависимости от того, кто будет финансировать инфраструктуру порта «Черномортранснефть» или «Транснефтепродукт».
Прежде всего, в проекте заинтересована компания «Лукойл». Руководство компании понимает, что если работать на перспективу, то труба это наиболее оптимальный вид транспорта. «Роснефть» и «Газпром нефть» также заинтересованы в строительстве «Юга». Не нужно сбрасывать со счетов и новые предприятия, которые успешно работают на юге – Краснодарский, Афипский НПЗ, новый Новошахтинский завод который, видимо, будет развиваться и выпускать достаточно много дизтоплива. ТНК-BP заинтересована в поставках с Саратовского НПЗ.
В–
Какие новые проекты в сфере развития трубопроводного транспорта планирует ТНП? М.М.– Ничем глобально новым не порадуем. Мы планируем ремонт московского кольца в ближайшие 2 года. Активно обсуждаем с владельцами Московского НПЗ («Газпром нефть», Магма) воссоединение Павельцовской нефтебазы, которая во времена холодной войны была отрезана от инфраструктуры московского кольца.
В–
Что по поводу строительства продуктопровода от Комсомольского НПЗ до Де-Кастри?М.М.– На сегодняшний день никаких переговоров по этому проекту нет, но если «Роснефть» обратится к нам с предложениями, мы рассмотрим. Единственно, что мы обсуждаем с «Роснефтью» это присоединение Ачинского НПЗ к магистральному трубопроводу, но это вялотекущий и дорогостоящий проект. Самостоятельно мы его не в состоянии профинансировать. При этом четких ориентиров по возможной загрузки мы пока от «Роснефти» не получили.
В–
Какие производственные и финансовые результаты Вы прогнозируете по итогам года? М.М. Буду говорить осторожно: прогнозируемая выручка в 2009 г. более 23 млрд руб. против 18,5 млрд руб. в 2008 г. По поводу объемов прокачки не хотелось бы загадывать. Пока мы идем в рамках прошлого года. Однако сентябрь и октябрь – сложные месяцы из-за крупных ремонтов на российских НПЗ. Ноябрь–декабрь будут хорошими.
В–
Каков объем программы техперевооружения? М.М.–
Стабильный – на уровне 2,5–3 млрд руб./год. Мы работаем над утверждением двухлетней программы 2010–2011 гг.
Да будь я и негром преклонных годов, и то, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)