Первый репортаж из Крыма...Берег левый, берег правый.Воротами в Крым, когда железнодорожный и автомобильный маршруты через Перекоп фактически заблокированы, а воздушное пространство над территорией Украины периодически закрывается, является паромная переправа через Керченский пролив. В эти дни переправа работает с особой напряженностью – из всех уголков России в Крым едут люди с местной пропиской, чтобы участвовать в выборе будущего для себя, своих детей и внуков, переправляются различные грузы для обеспечения экономики полуострова.
Автобус Краснодар-Севастополь, на котором я ехал из Краснодара к порту Кавказ на российском берегу Керченского пролива, вез кубанских казаков, ехавших подменить своих соратников на рубеже Перекопа, российских журналистов и крымчан, по каким-то причинам оказавшихся в России и сейчас торопившихся принять участие в референдуме. Среди них были и студент из Москвы, и бабушка преклонных лет со складным стульчиком, и девушки, торговавшие на рынке Краснодара.
Сразу же вспыхнувшая среди пассажиров политическая дискуссия не оставляла сомнения в том, как они будут голосовать, спорили лишь о дальнейших отношениях с Россией и Украиной. Пожилых прельщали российские пенсии, молодых – выплаты за детей и пособия; жалели родных, оставшихся на территории Украины и желали гореть в аду устроителям Майдана... Пожилой казак Михаил Андреич, в черной барашковой папахе и широченных галифе с синими лампасами, видно по жизни агроном какого-то хозяйства, периодически давал по мобильному телефону инструкции своим помощникам по обвязке виноградных кустов и работах на междурядьях. На мой вопрос, почему он в такой сезон покинул хозяйство, веско ответил: «Родина позвал, долг и казачья честь наказали».
Порт Кавказ встретил плотными нарядами милиции, пограничников и военных. Тщательно проверяли документы уже на въезде, несколько человек задержали, разу предупредили, что фотографировать запрещено – режимный объект. На железнодорожных путях за цистернами и вагонами с гражданскими грузами притулились воинские эшелоны. У причала под погрузкой стоял большой морской паром, на который заезжали цистерны с надписью «Сжиженный газ». Наш автобус к очередному парому не пропустили, сотрудник порта устало заявил водителю, что гражданские транспортные средства пойдут в последнюю очередь, так как сейчас грузится «жизненно важный груз для полуострова». Этим грузом оказались новенькие Камазы с мощными ярко-желтой окраски дизель-генераторами, их было несколько десятков. Пришлось бросать насиженное место в автобусе и просачиваться пешком на паром... На нашей стороне - полный таможенный и пограничный контроль. С казаками беседовали пограничники (ФСБ), я тоже удостоился такой беседы... Дескать, воевать есть кому... Пришлось разъяснять, что у меня другие способы ведения войны...
Паром еще долго стоял, пока к другому причалу швартовался еще один железнодорожный паром, на который стали заезжать автомобили сппецифической зеленой окраски. В проливе, как со стороны Черного, так и со стороны Азовского морей наблюдал несколько небольших военных кораблей, естественно, российских. На крымской стороне, в порту Крым оказался уже под вечер.
Продуваемый ветрами с крымский причал встретил... полнейшим отсутствием украинских пограничников и таможенников. «Вчера разогнали»,- разъяснил кто-то из встречающих. Но через каждые десять метров стояли вооруженные бойцы в зеленых комбинезонах с черными масками на лицах – самооборона Крыма. К гражданскому населению они интереса не проявляли, тогда как другая сторона их изучала с интересом и восхищением. На площади перед морвокзаломвыстроилась шеренга казаков и бойцов в сером «городском» камуфляже с надписью «Соболь», видно готовились заступить на дежурство. А меня уже ждала маршрутка на Керчь...
Что можно сказать о нынешнем состоянии «ворот Крыма» - паромной переправе через Керченский пролив? Пока одно – эти ворота необходимо оперативно расширять: пускать больше паромов, в десятки раз больше автобусов выводить на линии Краснодар- города Крыма, необходимо убрать пограничников и таможенников в порту Кавказ (только наш автобус простоял пять часов дожидаясь места на пароме). Необходимо наладить транспортное сообщение порт Кавказ – Краснодар, а то сейчас таксисты заломили, пользуясь ситуацией, пять тысяч и более за поездку. В былое время летом в Сиферополь приходило более сотни поездов в день, сейчас менее десятка и два-три автобуса через паромную переправу. Если ситуацию не изменить, Крым может оказаться в транспортной блокаде.
Отредактировано: Ayup-han9 - 15 мар 2014 07:35:54
Темной июльской ночью мы снялись на Салехард от набережной Лейтенанта Шмидта... (В.Конецкий).