Статье 2 недели, поэтому могла быть здесь уже. Если размещали, удалю.
Вкратце - журналиста мобилизовали, и он описывает свои сборы и учебку.
Вот, чем мобилизованные там занимаются.
Скрытый текст
Начнем с хорошего.
Да, стрелять дают, пока сам не набьешь оскомину. На Яворове, например, все стреляют из всего: автоматов, пулеметов, ручных и автоматических гранатометов, пистолетов, бросают гранаты.
А вот с учебной программой дело обстоит похуже. Знакомые "атошники" из соседнего подразделения иногда смеются над предметом занятий.
Например, обкатка танком. Наверное, это неплохой психологический экзамен. Я в детстве бывал в ремонтных ямах под громадными "Икарусами", поэтому днище танка над головой - явление не страшное.
Однако "атошники", во второй раз идущие на войну, говорят, что это пустое занятие. Это гибридная война, в ней танки не ездят над окопавшейся пехотой. Они просто выезжают на дистанцию прямого выстрела и бьют из главного орудия, пока не станет окопа.
Складывается впечатление, что большинство занятий проводится на основе наставлений времен Второй мировой войны. Тогда пехота еще ходила в атаку цепью, врага можно было выманить под выстрел снайпера брошенной ценной вещью, а между сторонами расстояние было километровым.
АТО - это другое. Там нет целостной линии фронта, а только россыпь опорных пунктов. Между сторонами - максимум 800 метров, а гораздо чаще - 400-500, это дистанция снайперского огня даже из "калаша" с хорошей оптикой.
Весьма странно, что командование учебного центра, имея в своем распоряжении уникальных людей - "атошников", выживших в наихудший первый год войны, - не использует их опыт, а наоборот - учит чему-то такому, что давно утратило актуальность в гибридной войне.
В подтверждение опишу наиболее глупо проведенные будни в одной из частей, где готовят достаточно "элитные" подразделения.
Итак, 6:00 - подъем, 7:00 - завтрак, 8:00 - построение на плацу с вещмешками.
В 8:15 поступает команда всем выдвинуться в парк, где подразделения занимают позиции в самых дальних и заброшенных уголках.
В 10:00 внезапно выясняется, что теперь учебка превратилась в подразделение мотострелковой тактической группы. Техники, то есть боевых машин, у подразделений нет - они же были учебными группами.
В 10:30, после распределения личного состава по штату на глаз, то есть первая шеренга выйти из строя - вы будете санитарами, радиотелефонистами и механиками-водителями, все с вещмешками отправляются получать оружие.
В 13:00, поскольку получение оружия со складов затянулось, - обед.
С 15:00 со складов начали выдавать ящики со стрелковым оружием. Подразделения сформированной тактической группы таскают ящики на плац.
В 17:00 ящики со стрелковым оружием и вещевым имуществом уже на плацу. Начинается выдача стрелкового оружия.
В 19:00 подразделения поочередно идут на ужин. Продолжается выдача оружия.
В 20:00 выдача завершена. Каждый "зольдат" экипирован стрелковым оружием, а также такими, без сомнения, вещами первой необходимости в зоне АТО, как противогаз, резиновый костюм ОЗК и малая солдатская лопатка.
В 21:00 начинается сдача оружия. Обратно в те же ящики, в которых оно было, только теперь не по номерам, а по подразделениям.
В 22:00 - отбой.
День второй. В 6:00 - подъем и получение оружия. В 7:00 - построение с оружием. Отставить. В 7:30 - снова построение с вещмешками и оружием. Отставить.
В 7:50 - построение с вещмешками и оружием. Колонной на плац, построение с вещмешками и оружием. В 9:30 после трех-четырех построений приехали машины для личного состава, в 9:50 выехали на полигон.
В 12:00 подразделения прибыли и после очередного построения разбрелись по близлежащим рощам. В 14:00 копали окопы. Оказалось, не в том месте. Выкопали другие. На этом, собственно, учения закончились.
До вечера военнослужащие валялись на траве, жгли костры, ели сухой паек, офицеры "бухали". А что еще делать на пикнике?
Следующий день был таким же - выдвижение на новые позиции, здоровый сон в окопах в ожидании полковника-проверяющего. Итого - минус три дня обучения. Зато все выспались.
Другой пример. В один из дней я решил заболеть. Даже не особо скрывая, что это попытка "закосить". После двух с половиной недель партизанщины в УПА -Українській паперовій армії - желание "участвовать в военной игре" идет на спад.
Итак, подразделение уходит на полигон, заболевшие остаются в ожидании открытия приема в лазарете. Не тут-то было.
Внезапно поступает команда провести "парад больных". На нем начальник штаба учебного подразделения метким глазом определяет "полубольных", среди которых один с гниющей ногой и два с температурой 38, и отдает команду получить оружие и двигаться на полигон.
"Армия инвалидов" начинает отрабатывать движение бронетехники и контрзасадные мероприятия. Для тех, кто не в курсе, это включает в себя покатушки на БМП "на броне", десантирование - спрыгивание с брони - и занятие обороны. Мероприятие, бесспорно, полезное.
Практически единственное полезное мероприятие за три недели.
Только представьте себе, что вам нужно в тапочках прыгать с медленно движущегося БМП высотой около метр восемьдесят. Кроме того, вам также придется вообразить, что это не запланированное занятие. Это всего лишь показуха, проводимая учебным центром из-за проверки Гениального штаба.
Теперь немного о медицинских услугах, доступных мобилизованным в учебном центре Академии Сухопутных войск.
В армии бытует анекдот: на тебе таблетку, разрежешь ее пополам, одна половинка от головы, вторая от ног и, смотри, не перепутай. Чтобы попасть на прием в лазарет части, нужно выдержать часовые очереди. Набор лекарств минимальный. Если солдат хочет вылечиться, покупает себе дорогие лекарства.
Чтобы попасть в госпиталь во Львов, люди ждут неделями. Я был свидетелем разговора, в котором человек, уже неделю страдающий острым приступом геморроя, был готов за свой счет ехать в госпиталь.
Другому на пятый подряд день посещения лазарета сказали, что на 60% у него воспаление легких, но сегодня даже анализы не возьмут - приходите завтра. И он не первый - я лично знаю еще троих-четверых.
Еще один посещал лазарет четыре дня, чтобы ему поставили диагноз "гнойная ангина". Вдумайтесь: в каких условиях должны жить военнослужащие, чтобы в июне заболеть гнойной ангиной? Я не раз общался с людьми, которые с температурой 38-39 градусов лежали в палатках со слоем грибка под крышей.
Именно так выглядит учебка, восхваляемая Минобороны и волонтерами.