Вот пару слов за культуру.
Скрытый текст
В принципе, все крестьяне, с утра до ночи ишачащие на земле, не очень высокого мнения о "носителях культуры". Есть такое дело, для восприятия определенных вещей нужно, прежде всего, время. Причем значительную часть этого времени нужно потратить в детстве, а потом находить его в зрелом возрасте.
Ну нет у крестьян этого времени - ни в Америке, ни в России, ни во Франции. Да, есть исключения, да, очень много зависит от личности учителя - очень уважаемого человека в любой деревне в любой точке мира, если учитель годный, конечно - да, в СССР было много сделано для изменения ситуации и она таки сильно изменилась в лучшую сторону.
Но все-таки определенный скептицизм по отношению к "культуре" у сельского жителя есть.
И тем не менее.
В русской глубинке во времена СССР приезд "артистов" всегда становился событием, вся деревня сходилась в клуб и принимала, как правило, очень хорошо и танцоров, и певцов, и театральные коллективы.
Запукра же, в основном, варилась в собственной, национальной культурной традиции, которая, к тому же всячески поощрялась.
Поэтому 50 лет, прошедшие после фактического вхождения Запукры в СССР - слишком малый срок. Этот сельский скептицизм еще слишком силен в жителях Запукры. А если еще его умножить на возведенный в абсолют национализм, то вообще аллес гемахт, натюрлих.
С другой стороны, у жителей села есть одна очень хорошая черта - они всегда понимают настоящее искусство. По-настоящему глубокое, сильное произведение, в какой бы форме оно ни было, найдет отклик в душе крестьянина, даже если он этого не покажет. Тот, кто работает на земле, имеет дело с настоящим. Пшеница постмодернистской не бывает - она или растет, или не растет.
Это стремление к настоящему на Запукре, КМК, гораздо сильнее, чем в России. В Карпатах выживать довольно трудно. Понятно, что и в России не легче, но трудности разного рода. В России, менталитет которой тоже еще 100 лет назад был крестьянским, климат гораздо суровее для земледелия. Поэтому ты можешь хоть в лепешку расшибиться, а если неурожай, то выжить можно только всем миром, а в особо трудные годы - только с помощью государства.
В Карпатах климат гораздо благоприятнее, да и животноводство от горного климата зависит меньше. Но мало плодородной земли. Для того, чтобы выжить, нужно пахать и пахать. Если пашешь - все у тебя, как правило, будет пучком. А не пашешь - сам себе злобный Буратино. И поскольку земель мало, на Запукре предпочитали селиться на большом удалении друг от друга, чтобы каждая семья могла себя прокормить сама. Государство же для жителей Запукры всегда было врагом и грабителем.
После вхождения Запукры в СССР начали организовывать колхозы, что вылилось в принудительное выселение жителей хуторов в села, которые специально для них строились - с электричеством, школой, больницей и прочими благами цивилизации.
Но менталитет все-равно остался хуторской, а отношение к государству - наплевательское. При этом колхозы овцеводческие существовали только за счет дотаций государства - не стало СССР и практически все колхозы развалились, а чабанов в Карпатах сейчас можно по пальцам пересчитать.
Однако хуторянская привычка пахать, не покладая рук и возделывать каждый клочок земли, а с другой стороны - более высокая требовательность к прекрасному, основанная все на той же необходимости пахать для выживания и, как следствие, значительно более высокой конкуренции среди тех, кто выживает за счет промыслов, и привела к такому культурному феномену, как 3-этажные хатынки жителей Запукры, каждая из которых сама по себе представляет целое произведение искусства.
Поэтому для Запукры нужно:
1). Изучение русского языка. И очень желательно, чтобы они сами захотели его изучать, поскольку без знания русского языка получить хорошо оплачиваемую работу невозможно. Никого из незадежных не щемит, если они устраиваются в инофирму, где все общение идет только по-английски. Еще и радуются, что так повезло. Вот тоже самое должно быть и с русским. Знаешь русский - хорошо живешь. Не знаешь русский - плохо живешь.
2). Обязательная федерализация или автономия, чтобы у них было свое, маленькое государство. Цель - пусть живут на свои и все претензии предъявляют во Львов, никаких дотаций. Пускай учатся выживать всем миром, а не поодиночке.
3). Поддержка тех культурных деятелей Запукры, которые осознают важность приобщения Запукры к мировой культуре, в том числе и к русской, и обладают достаточной степенью таланта, чтобы создавать для них соответствующие произведения. Это задача не из простых. Фактически, к ее решению даже в СССР так и не приступили. Все лучше творения украинских "мытцив", даже талантливые, прославляли Запукру, ее струмочки, черемшины, кольоры и т.п. Не доросла Запукра до таких постановок, как "Собака на сене", до "Гамлета", до "Шерлока Холмса" и прочих произведений. Да, это все сокровища мировой культуры, но мы-то их воспринимали на русском языке. И сыграны они были русскими актерами. И эти сокровища мировой культуры, не говоря уже о Достоевском, Пушкине, Чайковском, Чехове, обогатили русскую культуру и стали ее органической частью.
А все потому, что культура в России всегда была функцией государственного значения. Так уж сложилось исторически. Не поддерживал бы Николай I Гоголя и даже, в определенном смысле, забияку Пушкина, не появилось бы, возможно, многое из того, без чего мы не мыслим сейчас русскую культуру. Ведь о чем "Ревизор" и "Мертвые души"? Прежде всего, о взяточничестве, которое Николай I искоренял весьма и весьма жестко. Не из бесед ли с Николаем родилось знаменитое пушкинское "Клеветникам России"? Вот оттуда, из девятнадцатого века, идут традиции внимания первых лиц российского государства к культуре. Есть такое внимание - есть великая Россия. Нет его - и Россия едва не погибает.
Запукра не то, что до создания подобных произведения, а даже до осмысления подобной проблемы еще не доросла. Нужно всячески поощрять представителей русинов. Этот чудом сохранившийся осколок древней Руси может стать центром возникновения новой культуры жителей Карпат.
4). Искоренение железной рукой всей фашисткой псевдокультуры - статьи в УК, их жесткое применение и прочая, прочая. Делать это должны сами же жители Запукры (желающие найдутся, с чем-чем, а с желанием услужить у них никогда проблем не было), и следить за этим нужно очень жестко. После освобождения БУ от хунты момент будет удобный - никто из них не посмеет даже пикнуть против того, что эта псевдокультура принесла в том числе и Запукре.
Ну и лет через 50, возможно, что-то из этого и получится.
Вот такое ИМХО. А фильмами типа "Тарас Бульба" и "Мы из будущего-2" Запукру не перевоспитаешь - и там, и там нет того, что бы жителя Запукры проняло, не на тот уровень восприятия они заточены.
Когда-то довелось почитать протоколы допросов СБ ОУН. Вот там драмы! Каждый протокол - это настоящий сценарий, бери и снимай. И причем почти все они - это допросы своих же соратников, иногда поначалу очень верных. Под конец войны СБ бандеровцев так лютовала, что ее боялись больше, чем НКВД. Потому, собственно говоря, и загнулись бандеровцы - за несколько лет люди убедились, что Советская власть им не враг, а бандеровцы - просто зверье.
Вот с этого материала и нужно начинать денацификацию - с экранизации судеб реальных людей на основе реальных протоколов допросов СБ ОУН, большинство из которых заканчивались расстрелами. Снять сериал или хотя бы фильм, например о судьбе двух братьев, один из которых ушел в Красную Армию, а второй - к бандеровцам, и каждый год его показывать. Только снимать его должны во Львове, а не в Москве, те, кто будет фашистскую нечисть из Львова изгонять.
Отредактировано: Неизвестный Е.П., р.с.т. - 01 янв 1970