Савва, есть два момента по авиапрому о которых ранее я писал. Надеюсь вам будет интересно:
1. В постсоветской Украине то и дело раздаются обнадеживающие обещания скорого прихода в авиастроительную отрасль иностранных инвесторов. До сих пор ни одного обещания не было выполнено, однако многие граждане «нэзалэжной Украйины» верят в них. В этой связи хочется напомнить судьбу чехословацкой кампании «Aero Vodochody». В период существования социалистической системы, данная компания успешно развивалась, получая гарантированные заказы из стран Варшавского Договора, поставляла на их рынок свои учебно-тренировочные самолеты «L-29 Delfin». Однако с распадом социалистической системы и Советского Союза, «Aero Vodochody» утратила эти рынки и оказалась фактически на грани банкротства.
В середине 1990-х годов, компания была преобразована в акционерное общество, где ее акционерами стали правительство и кампании контролируемые, так или иначе, государством. Была предпринята попытка создать на базе предыдущей модели многоцелевой боевой самолет, который был бы оснащен современной западной электроникой и двигателями. Авионику для нового самолета должна была разрабатывать американская фирма «Rockwell North American». Под гарантии правительства Чехии, завод получил заем для финансирования завершения НИОКР и производства самолетов. Однако многим авиационным экспертам было изначально ясно, что «Aero Vodochody» не сможет создать полноценный боевой истребитель, который будет в состоянии противостоять современным образцам как западной, так и российской военной техники. Решение было исключительно политическим и было призвано спасти национального производителя. Но дела у компании все равно не ладились.
Тогда,
чешское правительство предпринимает попытку возрождения «Aero Vodochody», выбрав в качестве стратегического партнера американский концерн «Boeing», который к этому времени уже поглотил «Rockwell North American». Концерн должен был инвестировать в «Aero Vodochody» значительные средства; произвести реструктуризацию предприятия в соответствии с передовыми западными стандартами менеджмента; облегчить поиск новых рынков для сбыта продукции и перенести часть своего производства в Чехию. Стоит ли говорить, что ничего путного у чехов с американской корпорацией не получилось.
Заем, полученный под гарантии правительства Чехии, очевидно, пошел на оплату разработки американцами авионики, двигателя, электроники и «реструктуризацию предприятия в соответствии с передовыми западными стандартами менеджмента». Дальнейшие перспективы производства и продажи «чешского» самолета туманны, а долги висят на чешском правительстве. Комментарии излишни.
История с «Aero Vodochody» началась в далеких 90-х годах и еще далека от своего завершения, хотя уже сегодня можно уверенно сказать, что ничем хорошим подобное неравноправное сотрудничество с корпорациями не заканчивается. Точнее, идеалистический взгляд на интеграцию в мировое сообщество заканчивается именно таким результатом, который получила чешская кампания. При этом в Чехии поменялось уже несколько президентов и правительств.
Найти того, кто запустил «козла в огород» невозможно, как и бессмысленно его искать. Долг висит «дамокловым мечом» над правительством, которому в любой момент могут предъявить «счета к оплате». Поэтому, при всем негативном отношении большинства чехов к размещению в их стране антироссийской системы ПРО, правительство не может отказать в этом американцам. Так что решение о размещении ПРО в Чехии будет приниматься отнюдь не в Праге, а Вашингтоне. В своем удручающем положении правительство Чехии не одиноко. Подобные сцены были разыграны в России, Прибалтике, Восточной Европе и Украине и в результате «западных инвестиций» были уничтожены некогда преуспевающие предприятия. Когда по требованиям «европейских норм», были закрыты атомные электростанции в Болгарии и Литве, а сами страны оказывались (окажутся) в энергетической зависимости от импорта электроэнергии. Вопрос лишь во времени. Корпорации никуда не спешат.
2. Рынок гражданского авиастроения поделили между собой: США (Boeing), ЕС (Airbus), бразильская Embraer и канадская Bombardier. Первые две делят между собой практически весь рынок дальне- и среднемагистральных самолетов, канадцы и бразильцы заняли нишу в сегменте региональных самолетов, с вместимостью салона до 100 пассажиров. Потеснить именно этих двух авиапроизводителей попыталась Россия, сделав ставку на разработку принципиально новой модели самолета «Sukhoi Superjet 100», которую должна была осуществлять авиационная холдинговая компания "Сухой", выпускавшая до этого военную технику. Обиженными оказались гражданские авиастроители, имевшие еще советские разработки гражданской авиатехники под марками: «Ту», «Як», «Ил».
Если попытаться понять логику выбора КБ «Сухова», то можно предположить, что именно «Сухой» находился в более выгодном финансовом и научно-техническом состоянии, чем его «гражданские» конкуренты. Военная специфика его производства позволила сохранить кадры, иметь более надежное финансовое состояние. Ведь все постсоветские годы, именно продукция ВПК находила сбыт на мировых рынках. Тем более, что разработанные ранее самолеты «Ту 334», «Ан 148» не отвечали современным требованиям по большинству требуемых параметров и спустя десятилетие требовали бы модернизации. В то время как созданный «с нуля» проект «Сухого» был бы конкурентоспособным, по сравнению с конкурентами «Embraer» и «Bombardier», на несколько десятилетий вперед. Кроме того,
«Сухой» важен для страны не только как коммерческий проект гражданского авиастроения. Предполагавшаяся модернизация производства, замена устаревшего оборудования, времен СССР позволила бы поднять качество военной техники. Собственно этот аргумент не требует дополнительной расшифровки.
Нет смысла воспроизводить всю хронологию проекта «Сухого», важно заметить, что в проект были вовлечены более 40 подрядчиков из 10 стран мира. Использованы самые новейшие разработки в области аэродинамики, авионики, моторостроения, дизайнерские бюро и.т.д. Дело в том, что в условиях глобализации очень трудно быть конкурентоспособным и находиться на передовых рубежах абсолютно во всех направлениях. Лидерство будет не только сомнительным, но и чрезмерно затратным. Тем более что на догоняющее развитие уйдет гораздо больше времени. Собственно, мне иногда кажется, что вопрос авторства «разработок» сегодня беспокоит население исключительно постсоветского пространства, привыкшего «выбирать отечественное», в то время когда другого не было. В проекте «Сухого» был задействован также «Boeing», который должен оказывать поддержку в создании совместного центра по обучению персонала и послепродажном обслуживании лайнеров, что позволит в сжатые сроки обеспечить подготовку персонала и послепродажного обслуживания лайнеров. То, почему «Boeing» пошел на совместную работу с «Сухим», может быть объяснено несколькими причинами. «Сухой» не является прямым конкурентом «Boeing». Российский авиаперевозчик «Аэрофлот» подтвердил свой заказ на поставку 22 дальнемагистральных лайнеров «Boeing 787». Услуга за услугу. Никакой дружбы и ничего личного. Может ли «Boeing» поступить с «Сухим» аналогичным образом, как он поступил с чешским «Aero Vodochody»? Безусловно. Если ему это позволить. Такова логика бизнеса. Вопрос не в особой любви между Америкой и Россией. Дело в том, что у них есть общие интересы. К примеру, тот же «Boeing» закупает титан для своих самолетов у российского «ВСМПО-Ависма». Если ранее закупка металла осуществлялась исключительно в виде полуфабрикатов, то в 2006 году, Россия будет поставлять уже практически готовые изделия, произведенные на территории страны. Сделке по покупке Аэрофлотом «Boeing 787», заключении контракты с «ВСМПО-Ависма» предшествовал скандал с обвинениями Госдепа США компаний «Рособоронэкспорт» и ОКБ «Сухого» по поставкам вооружении Венесуэле, что могло привести к введению ограничении на торговлю с «Сухим» и поставку ему оборудования. Однако все это более напоминало семейные препирательства молодоженов, кому мыть посуду…
Чем закончились разборки между США и Россией относительно «Рособоронэкспорт» и ОКБ «Сухого» уже не так важно. Сегодня «Sukhoi Superjet 100» проходит сертификацию и на первую сотню самолетов уже заключены заказы. Стоит отметить еще одну деталь, касающуюся непосредственно авиастроения. Разумеется, что как в случае с покупкой «Аэрофлотом» американских самолетов, правительство России «оказало влияние» на отечественного авиаперевозчика, мотивируя его покупать продукцию «Сухого». Но
в данном случае, речь уже не идет о том, что «выбирая отечественное» авиаперевозчики будут терпеть убытки.Кроме всего прочего, Россия настойчиво пытается купить ряд авиаперевозчиков из стран Европы. Ведь оптимальным вариантом для любой корпорации является опосредованное владение самими авиаперевозчиками....
Полностью материал:
Лавочники против корпораций. Часть 4
Отредактировано: neuch - 30 сен 2009 13:36:32