– строили самолёты в «Антонове» (после государственного переворота 2014 года предприятие не в состоянии наладить серийный выпуск самолётов без российских комплектующих, на их замещение украинскими требуется не менее двух лет при условии финансового участия государства в программе импортозамещения, но государственная поддержка полностью отсутствует с 2010 года);
– создавали оптику для космонавтики на заводе «Арсенал», от которого ныне осталось только конструкторское бюро, переименованное в казённое предприятие специального приборостроения «Арсенал» и имеющее очень скромные доходы;
– разрабатывали ракеты класса «воздух – воздух» и авиационные приборы на заводе имени Артёма, который в настоящее время на фоне остальных предприятий отрасли выглядит наиболее успешным: если в начале 2014 года долги по заработной плате работникам превышали 14 млн гривен (на то время чуть меньше $2 млн), а предприятию приходилось отправлять персонал в неоплачиваемые отпуска из-за отсутствия госзаказов, то по мере того, как разгорался вооружённый конфликт на Востоке Украины, завод стал получать заказы на производство корпусов для артиллерийских снарядов с калибром 152 мм, а в настоящее время там идёт подготовка к серийному производству комплексов активной защиты «Шершень» и «Заслон» для Турции;
– разрабатывали космическую технику в КБ «Южное» при Южном машиностроительном заводе им. А. М. Макарова, ещё не так давно претендовавшем на звание мирового лидера в области ракетостроения. Сегодня завод работает три дня в неделю, работники получают мизерную зарплату, а специалисты массами уезжают в Россию и в Европу. Накануне Дня космонавтики работники Южмаша обратились к правительству с призывом спасти космическую отрасль Украины, но вряд ли Украине нужен космос;
– создавали двигатели для самолётов и вертолётов на АО «Мотор Сич», 55% акций которого сегодня принадлежит Китаю, а 17% – Панаме. Завод «Мотор Сич» также можно назвать успешным по нынешним меркам: украинские СМИ наперебой пишут о создании на заводе нового вертолёта «Надежда», который 16 апреля прошёл лётные испытания. Впрочем, вертолёт этот не то чтобы совсем новый, а модернизированный советско-польский вертолёт Ми-2 образца 1960-х годов. Предприятие также занимается модернизацией советского «кукурузника» АН-2 образца 1940-х годов;
– выпускали пассажирские и военные самолёты на Харьковском авиационном заводе, который сегодня является самым крупным должником по зарплате в стране – он должен своим работникам более 74 млн гривен (около $3 млн). Чтобы как-то свести концы с концами собирается наладить производство пластиковых окон, ведь за последние пять лет предприятие не выпустило ни одного самолёта. А погасить задолженность по зарплате завод обещает не ранее 2023 года;
– создавали системы управления ракетно-космической техникой на заводе «Хартрон», который сегодня гордится разработкой «конструкторско-технологической документации, на основе которой изготовлены и установлены на вокзалах ЮЖД информационные табло». Завод сегодня знаменит не столько своими разработками, сколько скандалами, связанными с арестом контрольного пакета акций хозяйственным судом Киева;
– принимали участие в разработке программного обеспечения центров управления полётом (ЦУП) спутников на предприятии «Днепрокосмос», который нынче оказался в «расстрельном» списке Минэкономразвития из 1255 предприятий, регламентирующем их продажу, аренду или ликвидацию;
– выпускали космическую аппаратуру на предприятии «Киевприбор», которое сегодня переориентировалось на «земные» проблемы: занимается производством приборов для электроэнергетики и товаров народного потребления, благодаря чему не является убыточным, как другие предприятия космической отрасли. Что же касается единственного украинского спутника «Лыбидь», запуск которого намечался ещё в 2011 году, то судьба его пока под большим вопросом – по крайней мере в этом году его запуск вряд ли состоится из-за отсутствия ракеты-носителя «Зенит». Эти ракеты производил Южмаш, но на 70% «Зенит» состоит из российских комплектующих, включая двигатель первой ступени. Вот такая «зрада» кругом. Сам спутник хранится в Красноярске (Россия), но ещё в 2016 году российская сторона уведомила Украину о скором истечении двухгодичного гарантийного срока хранения, после которого необходима замена части оборудования. Остаётся только добавить, что $8 млн, выделенных на спутник, бесследно исчезли в кипрских офшорах. При таком подходе вопрос о спросе на специалистов авиационных и космических систем отпадает сам собой.
«Связался с руководством КПИ, чтобы понять, почему правительство решило закрыть единственный в Украине факультет авиационных и космических систем. В университете объясняют: нет достаточного количества желающих там учиться и нет государственного заказа. Честно говоря, я даже не удивляюсь. Вот вы попробуйте сегодня поступить на такой факультет, проучиться там несколько лет, а потом найти работу по специальности в нашей стране. Ну куда вы после этого пойдёте работать? В лучшем случае уедете за границу пахать на другое государство. Потому что наша космическая отрасль вообще не развивается. И давайте не будем обманывать себя по этому поводу.
После закрытия факультета, не исключено, уедут и преподаватели. И вот теперь можно говорить об отсутствии даже малейших перспектив развития космической отрасли. При этом мне так странно, как из года в год первые лица государства повторяют пассажи, что Украина – космическая держава. Не знаю, в каких реалиях они живут. Но настоящие реалии – это та ситуация с закрытием единственного факультета. Украина не имеет права так бездарно закончить свою космическую историю!» – возмущается украинский политик Роман Бессмертный.
Увы, Украина уже закончила свою космическую историю. «Ликвидировали единственный факультет, который выпускал специалистов этой отрасли. А и правда, нечего жителям аграрной страны смотреть на звездное небо и мечтать о космосе», – пишет на своей странице в Facebook депутат Андрей Павловский.
В марте этого года в Киеве закрыли и известный физико-математический лицей № 142, который и находился буквально рядом с ФАКС, в том же «политехническом городке». «Наш дорогой лицей № 142 был признан аварийным. Детей перевели на дистанционное обучение, а фактически выбросили на улицу. А учителя должны настраивать процесс, находясь в аварийной постройке. На сегодня помещения, где дети могут продолжить учебный процесс, нет. Сроков завершения реконструкции тоже нет. Средств на реконструкцию тоже нет», – рассказывает мать одного из учеников Ольга Гальчинская на своей странице в социальной сети Facebook.
Пройдёт ещё лет двадцать, и новое поколение украинцев будет смотреть на звёздное небо над полями рапса, даже не догадываясь о том, что к звёздам можно было бы полететь.