По "гамбургскому счету" "Нафтогаз" помимо вечного страдания анбандлингом и технологическими "газами", которые "испускаются" в неизвестном направлении на 1,5 млрд куб. м, должен ответить на несколько базовых "проклятых" вопросов нашей современности: 1) как увеличить добычу украинского газа; 2) как конвертировать в доходы населения экономический эффект от использования природных ресурсов и транзитного потенциала; 3) как сохранить параметры ежегодного транзита газа в Европу на уровне 90-100 млрд куб. м после 1 января 2020 года, когда заканчивается базовый контракт с "Газпромом".
Вместо упомянутых выше насущных и вполне осязаемых для каждого украинца "стратагем", НАК в лице своего переназначенного руководителя озаботился куда более интересными для него вопросами корпоративного бытия: как "отвязаться" от населения и социальных обязательств компании в системе ПСО и каким образом обеспечить увеличение цены на газ для украинцев и предприятий теплокоммунэнерго до оговоренной с МВФ цифры, то есть до уровня выше 10 тыс. грн/тыс. куб. м начиная уже с января следующего года. Последний "таргет" вообще сегодня выглядит, как известный "херасков": когда рыночные цены на газ в ЕС падают, то говорить о росте ценовых показателей в Украине как бы не комильфо. Приходится хоть и со "скрежетом зубовным", но и для "физиков" снижать цену на газ, пускай и по чайной ложке. Но это вовсе не означает, что уже в мае сего года, как это и прописано в меморандуме с МВФ, цена на газ для населения не будет повышена вновь. И еще раз в декабре, с выходом к маю 2020-го на уровень заветного "импортного паритета".
Периодически, правда, у нас в стране появляются эмиссары, зондирующие почву относительно возможной приватизации "Укргаздобычи" и передачи 49% газотранспортной системы "в управление", но здесь дивизионального функционала у руководителя "Нафтогаза" маловато. Молодые реформаторы хоть и взяли на вооружение "национальную идею" Леся Подервянского "от…битесь от нас" и исповедуют сказочный принцип "стали они жить-поживать и всех далече посылать", но не настолько, чтобы посягнуть на главный "символ" украинской политики – "трубу".
Но, видимо, необходимость в генерировании новых смыслов в исторический
момент продления персонального контракта сыграла свою роль, и Андрей Коболев решил на мгновение стать газовым визионером, заглянув, как "дедушка Калиостро", в "грядущее". По словам главы НАК: "Я думаю, что решение о транзите российского газа по украинской территории с 2020 года будет приниматься человеком, имя которого всем известно, – Владимир Путин. Полагаю, у него будет несколько сценариев, которые он сможет использовать... Как Путин обычно добивается своих целей? Либо пряником, либо кнутом. В этой ситуации пряников он уже раздал много, пора доставать кнут. Это значит – полностью прервать транзит газа по территории Украины. То есть повторить ситуацию 2009 года и посмотреть, что произойдет".
Анализировать, что "достанет" Путин, это, конечно, стоит тех миллионов гривен, которые записаны в личном контракте Коболева. Но нам неинтересны эти "ролевухи", нас волнует, что же действительно произойдет с украинской ГТС и не наступит ли в 2020 году новый ледниковый период.
Тем более что после оценки вероятности "пряника" и "кнута" руководитель крупнейшей государственной компании примерно в том же стиле оценил и возможные варианты "что делать". Тут все скудно. Опять традиционные "две таблетки". "Синяя" таблетка газовой иллюзии по Коболеву звучит так: "Лидеры европейских стран скажут российскому президенту: к нам едет американский сжиженный газ. Он, конечно, будет стоить несколько дороже, чем ваш газ, но мы справимся". Вторая, "красная", таблетка - мучительной реальности: "Европейцы говорят, что "все пропало", "у нас нет газа" и давайте прессовать украинцев (как это, кстати, было в 2009 году), чтобы они согласились на любые условия транзита. И быстро дадут разрешение не только на строительство "Северного потока – 2", но и всех отводных газопроводов, необходимых для его функционирования".
Хотя, как по мне, обе таблетки "синие".
После этого кантри-анализа рука как то непроизвольно тянется к "топору" - в смысле срочно пойти в лес и нарубить дров на зиму. Правда, что ими "топить"? Батареи?!
Понимая, что народ не готов к такой правде-матке, "добрый Андрей" тут же выдал на-гора очередные два варианта, но уже с приставкой "лайт". Первый, "мягкий", вариант гласит: "Газпром" будет бронировать наши газотранспортные мощности на короткий срок, например на полгода". И второй: "Газпром" "будет отдавать газ на восточной границе Украины". В этом случае у нас будет все гуд, так как даже в самом пиковом варианте "Украина будет с газом" (во всяком случае никто не отменял возможность его "отбора" из системы).
В общем, "рядовой директор" украинской компании в коротком интервью раздал "всем сестрам по серьгам": оценив, что будет "доставать" Путин, он тут же перешел к раздаче ЦУ лидерам европейских стран, в точности определив, что они должны будут делать и что они станут при этом говорить. В частности, ЕС предлагается усилить закупки сжиженного природного газа (надо думать, в США). Но в этой технологии "победы" над "Газпромом" очень мало было сказано, что же при этом для минимизации транзитных рисков должна делать наша страна и, в частности, профильная компания "Нафтогаз".
Единственная дебютная идея, которая прозвучала в этом контексте, – это закачать в наши подземные хранилища газа дополнительно 3 млрд куб. м и ждать, что Польша, Словакия и Венгрия из любви к демократии не прикрутят реверсный кран. "Три ярда" газа, как заветные "три минуты", это, по мнению Коболева, "не много и не мало", это некая страховка, которая "застрахует" "Газпром" до старческой немощи, когда обессилив от противостояния с НАК в течение нескольких зимних месяцев, российский газовый "змий" падет от весеннего авитаминоза.
Эта идея так понравилась заинтересованным лицам, что ее тут же существенно расширили: в "Нафтогазе" и его дочерней компании "Укртрансгазе" предложили европейцам поучаствовать в закачке газа в наши ПХГ в объеме до 12 млрд куб. м, сделав акцент на Венгрии, хоть ей столько и не надо. Мол, в случае газового блекаута обижайтесь лишь на себя, мы предлагали свои "схроны". В этом варианте все вообще замечательно выходит: мы будем с газом и за венгерские деньги. Хотя кто доверит газ замерзающему? Это все равно, что дать подержать буханку хлеба голодному.
Стоит заметить, что все эти шаманские танцы вокруг подземных хранилищ газа должны стать надежным обоснованием для выделения денег, возможно кредитных, на указанный выше бизнес-"прожект". Но даже если закачать в наши ПХГ все 30 млрд куб. м, то это никоим образом не решает проблему с транзитом российского газа по нашей ГТС. А ведь именно транзит приносит НАК до 3 млрд долл. в год, причем этот кэш-фло выравнивает все внутренние дисбалансы компании, включая растущую задолженность за поставленный на внутреннем рынке газ.
А с транзитом может быть примерно следующее. Здесь математика простая и не требует применения сложных математических моделей. Плановый объем поставок российского газа в Европу оценим на уровне 200 млрд куб. м в год. После запуска "Северного потока - 2" вкупе с такими газопроводами, как "Ямал-Европа", "Турецкий поток" и "Голубой поток", обходные логистические маршруты позволят РФ поставлять европейским потребителям до 165 млрд куб. м. Украине остается лишь 35-40 млрд куб. м, то есть уровень прокачки - на грани рентабельности функционирования нашей ГТС.
В этой связи ни о каких трех миллиардах доходов от транзита говорить не приходиться.
Среди всего словесного "белого шума" все-таки прозвучала одна дельная мысль. Речь идет о перенесении коммерческих узлов учета поставок российского газа на восточную границу Украины. Правда, эта идея совершенно бессмысленна без создания в Украине восточно-европейского газового хаба, географически привязанного к нашим подземным хранилищам. В таком случае со временем украинский хаб мог бы за несколько лет перейти в зрелую фазу развития и стать ценовым бенчмарком, а также механизмом для хеджирования рисков, связанных с газовыми портфелями. Да и привязывать цену к импортному паритету нам бы уже не пришлось, коль появился бы свой прозрачный и эффективный рыночный механизм ценообразования. В таком случае с "Газпромом" о поставках газа договаривались бы системные западные газовые трейдеры, а не политики. Что касается "Укртрансгаза", то ему в такой модели можно было бы оставить лишь часть платы за транзит в виде себестоимости и прибыли, обеспечивающей рентабельность на уровне 10-15%. А всю оставшуюся логистическую маржу государство могло бы аккумулировать в специальном резервном фонде, средства которого можно было бы использовать на программы энергосбережения и развитие базовой инфраструктуры. Жить за счет транзитной маржи – это модель всех благополучных стран, которые занимают выгодное географическое положение на стыке сырьевых рынков и рынков потребления. Простая истина, но в то же время и тяжело дающаяся "умам", привыкшим раздавать "наряды" лидерам европейских стран.
Алексей Кущ