Цитата: ЦитатаЕжегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста (International Holocaust Remembrance Day). Генассамблея ООН учредила его в 2005 году: 27 января 1945 года советские войска освободили узников нацистского концлагеря Освенцим, за время его существования там погибли от 1,5 млн до 2,2 млн человек.
С 2015 года Международный день памяти жертв Холокоста отмечают и в Молдове. 27 января — памятная дата, связанная с уничтожением евреев в лагерях смерти, одним из которых был лагерь в Освенциме. Дата связана с «Большим Холокостом». Но массовое истребление евреев и представителей других этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, цыган, гомосексуалов, масонов, безнадежно больных, инвалидов и др происходило не только в лагерях смерти, но и в деревнях, селах, местечках, городах всей Европы.
В этих массовых убийствах участвовали соседи, односельчане, бывшие коллеги по работе, партнеры жертв по бизнесу. Молдова (Бессарабия) имеет отношение именно к этому Холокосту — уничтожению, происходившему на периферии «Большого Холокоста».
Об этом замалчиваемом Холокосте две последние книги известного польского историка Яна Томаша Гросса «Соседи» и «Золотая жатва». В первой рассказывается об уничтожении всей еврейской общины польского городка Едвабне, в котором евреев убивали не эсэсовцы, а местные жители, соседи жертв. Такое повсеместно происходило в Польше и в Восточной Европе. Во второй книге говорится о том, что уничтожение людей по всему старому континенту сопровождалось массовыми грабежами жертв Холокоста.
В «Золотой жатве» Гросс пишет: «... евреи — с точки зрения тех, кто сталкивался с ними во время оккупации — отождествлялись с вещами. А ведь человек — это нередуцируемый объект, сам себе цель, и любая инструментализация отношений между людьми — это злоупотребление. В отношении евреев во время Второй мировой войны процесс обесчеловечивания достигает своего апогея».
Евреи были исключены из числа людей. Живые евреи для «соседей» стали «покойниками в отпуске» (определение из книги «Золотая жатва»). Жили, пока это было экономически выгодно тем, кто «спасал». Заканчивались деньги — заканчивался «отпуск», то есть жизнь.
Убивать и грабить евреев было социально санкционированным действием. И этим занимались не только «отбросы общества»: убивали и грабили, в том числе, «столпы» местных сообществ. Убивали и грабили открыто, что делало соучастниками всех. Это было социальной катастрофой, поразившей местные сообщества на десятилетия вперед.
Помогавших бескорыстно, — это, наверное, потрясает больше всего, — было очень мало. Факт помощи скрывался не только во время войны, когда это было смертельно опасно, но и после. Скрывался даже факт получения звания «Праведника мира». Люди боялись, что никто не поверит в бескорыстность помощи — настолько массовым и «естественным», с точки зрения местных сообществ, был феномен обогащения за счет «покойников в отпуске».
Что случилось с нееврейским населением Европы, как зверские массовые убийства и безудержный грабеж евреев могли стать «общественной нормой», каким образом стало возможным такое массовое выпадение из человечества такого огромного числа людей? — вопросы, на которые нам еще предстоит ответить.
История Бессарабии периода Второй мировой войны — типичный пример замалчиваемого Холокоста. В советский послевоенный период истребление евреев растворилось в более широко сформулированной теме преступлений немецко-фашистских оккупантов против советских граждан. После объявления независимости Молдовы Холокост просто замалчивали. В крайних проявлениях — отрицали.
Правда же в том, что Бессарабия была еще одной европейской территорией, на которой разворачивалась драма Холокоста. Истребление евреев, в особенности в сельской местности, началось с самых первых дней оккупации Бессарабии.
Приказ об уничтожении части евреев Бессарабии и Буковины и о депортации остальных Ион Антонеску отдал по собственной инициативе, без какого-либо давления со стороны немцев. В докладе Международной комиссии по изучению Холокоста в Румынии говорится, что для достижения этой цели Антонеску выбрал жандармерию и армию, в чьи задачи входило и создание специальных команд, которые, опережая армию, «создавали в селах неблагоприятную для евреев атмосферу, чтобы население само желало избавиться от иудейского элемента» средствами, наиболее соответствующими обстоятельствам. К приходу войск необходимо было создать такую атмосферу.
Приказы о «зачистке территорий» в Бессарабии и Северной Буковине, полученные румынской жандармерией еще до начала военных действий на территории СССР, не оставляют места для интерпретаций. Специальные приказы от 18 и 19 июня 1941 года предусматривали разворачивание в этих двух провинциях легионов жандармов. Генерал Константин (Пики) Василиу, генеральный инспектор Жандармерии в городе Роман инструктировал офицеров: «Первая мера, которую надо предпринять — это зачистка территории».
Под зачисткой территории подразумевалось уничтожение на месте всех евреев, находящихся в сельской местности; закрытие в гетто всех городских евреев; арест всех «подозрительных», партийных активистов, тех, кто занимал ответственные посты при советской власти и их конвоирование в расположение легиона. Как вспоминал позже один из подчиненных, командир Оргеевского жандармского легиона говорил своим подчиненным, что необходимо убивать всех евреев, от младенцев до беспомощных стариков, поскольку все они угроза для румынской нации.
В своей книге «Purifying the Nation: Population Exchange and Ethnic Cleansing in Nazi-Allied Romania» (Вашингтон, 2009) молдавский и американский историк Владимир Солонарь говорит о более или менее общем сценарии атак на евреев: «Первые убийства совершали румынские военные и жандармерия с участием местных экстремистов (как правило, бывших членов фашистских партий) и оппортунистов. Затем главную роль начинали играть местные жители, которые выявляли, собирали и сопровождали евреев к месту казни. Они же иногда принимали участие в расстрелах, добивали раненых и грабили мертвых. Надо отметить, что советских активистов не евреев румынские власти, зачастую, несмотря на требование односельчан, как правило, оставляли в живых, осуждая на различные тюремные сроки или каторжные работы».
У евреев, не успевших эвакуироваться до прихода румынских войск и жандармов, шансов на спасение было очень мало. Спасение могло прийти только от односельчан христиан, но случаев помощи со стороны не евреев в Бессарабии было очень мало. Исследователям известен один пример, когда местное христианское население открыто вышло в защиту своих односельчан евреев. Единственный пример. И это случилось не в Бессарабии, а в буковинском селе Выртекэуць, где люди стали на колени перед румынскими жандармами, ведущими 12 семей местных евреев на расстрел за окраину села, умоляя карателей отпустить односельчан. Жандармы всех освободили.
Этот случай указывает на то, что в случае активной защиты со стороны христиан, сотни и тысячи жизней невинных людей могли быть спасены. Румынские войска и жандармы в Бессарабиии и Буковине не считали себя оккупантами и не могли не прислушиваться к мнению местного христианского населения.
Но защиты практически не было, было активное и массовое участие в убийствах и грабежах. Большинство таких случаев хорошо изучено и задокументировано.
В селе Чепелеуць, Бричанского района, Бельцского уезда были убиты около 190 местных евреев и беженцев из других населенных пунктов. По информации из Национального архива Республики Молдова (Фонд 1026, Опись 20), в убийствах участвовали 14 местных жителей, имена которых установлены. Среди убийц были и две женщины, проявившие особую жестокость к своим жертвам: «Корорарь, жена Корораря Василия Ивановича, добивала раненых свинцовым нарукавником... Рокимчук Евгения выбивала изо рта золотые зубы у еще не умерших от ран и обрезала пальцы с золотыми кольцами».
Молдавский исследователь Диана Димитриу установила и описала другие подобные случаи в книге «The State, Antisemitism, and Collaboration in the Holocaust. The Bordelands of Romania an the Soviet Union» (Cambridge University Press, 2016). Так, в селе Цыганешть местные жители помогли жандармам идентифицировать и собрать евреев села, которых сразу же повели на край села для казни. Некоторые вызвались участвовать в расстреле. После расстрела участвовавшим в нем местным жителям разрешили взять одежду убитых.
А в Хынчештах, когда румынские военные согнали евреев города к месту расстрела, один солдат, сославшись на плохое самочувствие, отказался стрелять. Тут же двое местных жителей пожелали участвовать в казни. Они же после расстрела добивали раненых контрольными выстрелами.
В Думбрэвенах — крупнейшем еврейском поселении на севере Бессарабии — после появления там румынских войск, местное нееврейское население, поддержанное крестьянами соседних сел Дубно, Вэдень и Паркань, начало массовые расправы над евреями. Погромщики разграбили все дома, растащили имущество, включая мебель, угнали домашний скот. Погрома длился несколько дней, и «соседи»все это время зверски избивали и расстреливали евреев.
Похожий сценарий и у погрома в городке Згурица. Ефим Френкель, выживший в этой резне, вспоминал: «Молдаване начали забирать все, начали насиловать, молдаване начали бить людей, молдаване отрезали еврею голову косой».
Кишинев, Бельцы, Единцы, Оргеев, Бричаны, Кагул, Котовск (сегодня — Хынчешты), Ниспорены, Пепены, Скулень, Тэтэрешть, Черновцы, Херца, Хотин, Чудей, Сторожинец, Ропча, Иордэнешть, Пэтрэуць, Панка, Броскэуць, Липкань, Стэнешть, Жадова Веке, Костешть, Хлиница, Будинешть, Чиреш Ноуа Сулицэ и т.д. — погромы, убийства и грабежи были на всей территории Бессарабии и Северной Буковины.
Диана Димитриу, анализируя материалы расследования преступлений и личностей, в них обвиняемых, дает обобщенный образ местных жителей, которые убивали и грабили евреев: «С небольшими исключениями, это были этнические молдаване, мужчины в возрасте от 30 до 40 лет (иногда от 20 до 30), женатые, имеющие детей. Большинство — так называемые середняки, почти половина — грамотные».
И здесь мы видим то, что Гросс в своей книге называет «социально приемлемыми действиями», овеществление евреев, их исключение из числа человечества.
Тех, кого не убили в первые дни и недели войны, согнали во временные концентрационные лагеря, а в городах — в гетто. До конца 1941 года практически всех евреев Бессарабии, не погибших во время погромов, расстрелов, от голода, холода, болезней и истязаний, депортировали за реку Днестр, в Транснистрию, вновь созданную провинцию под управлением румынской администрации со столицей в Одессе. В лагерях Транснистрии выжили очень немногие.
В Северной Буковине тоже происходили массовые депортации евреев в Транснистрию. Однако там ситуация развивалась несколько иначе. По настоянию мэра города Черновцы Трэяна Поповича тысячи евреев были оставлены в Черновцах (частью и в других населенных пунктах провинции) для, как аргументировал мэр, обеспечения бесперебойного функционирования городского хозяйства и экономики провинции. «Экономическая полезность» евреев спасла тысячи от депортации и неминуемой смерти в лагерях Транснистрии.
Евреев других румынских провинций спасло изменение ситуации на восточном фронте. После Сталинградской битвы Антонеску отказался от «зачистки территории» по всей Румынии. Полное уничтожение евреев ему удалось только в «провинциях-моделях» — Бессарабии и Северной Буковине.
«Перехват» еврейского имущества в Румынии (в том числе, в Бессарабии и Северной Буковине) шел по тем же схемам и сценариям, как и в других регионах Европы, оказавшихся под властью нацистских (своих или чужих) режимов. Все начиналось с дискриминационного законодательства, выдавливания евреев из экономики, образования, торговли — из всех публичных сфер жизни. А заканчивалось массовым убийством, отрезанными пальцами с золотыми кольцами, вырванными золотыми зубами у еще не умерших от ран и убитых.
Забирали жизнь за одежду, за вещь. Евреи в Бессарабии стали в глазах своих «соседей» носителями вещей. Не людьми. И эта новая социальная «норма» была принята подавляющим большинством.
Молдова — восточноевропейская страна, где о Холокосте, об участии в нем местного, в основном молдавского, населения предпочитают не говорить. Школьная учебная программа тему Холокоста в Бессарабии, которой отведено несколько часов, игнорирует или профанирует. Системного научного исследования темы нет, и государство их не стимулирует. Нет и государственной политики сохранения памяти жертв Холокоста.
Официальный Кишинев проводит историческую политику, суть которой, но для Польши, лучше всех сформулировал известный польский историк Анджей Новак: «Или Вестерплатте, или Едвабне». Другими словами, нация или сохраняет память и гордится героическими моментами собственной истории, или кается в участии в Холокосте, признает свою ответственность за преступления, совершенные в прошлом. В молдавской версии это звучит так: «Или Сибирь, или Холокост», где под Сибирью подразумеваются репрессии советской власти против граждан МССР (СССР). «И Сибирь, и Холокост» — такой подход, с моей точки зрения, единственно верный — пока не получается применить. Препятствуют этому и моменты, связанные с процессом формирования современной идентичности молдаван, в котором «румынизации» (в современной интерпретации) отведена особая роль.
Иногда страшно встречаться с собственным прошлым. Страшно брать на себя ответственность за то, что случилось когда-то с нацией, к которой ты принадлежишь. Но это неизбежно надо делать.
Во вступительном слове на презентации окончательной версии доклада о Холокосте в Румынии, произнесенном в Бухаресте в 2004 году, нобелевский лауреат Эли Визель сказал: «То, что важно для индивидов, важно и для сообществ. Подавленные воспоминания опасны, ибо, вырываясь на поверхность, они могут разрушить здоровое, обесценить благородное, профанировать великое. Нация, как и индивид, может найти много способов для встречи и знакомства с собственным прошлым. И ни одного, чтобы его игнорировать».
27 января — Международный день памяти жертв Холокоста, и мы, граждане Молдовы, должны и будем в этот день отдавать дань памяти тем, кто погиб в годы Катастрофы. Но нам нужен Национальный день памяти Холокоста. И он, несомненно, должен быть связан с событиями, происшедшими в Бессарабии во время Второй мировой войны. К чему приурочить этот Национальный день памяти, — к первому массовому расстрелу евреев в Скулянах в начале войны, к дате создания Кишиневского гетто, ко дню кровавой резни в селе Пепены, невозможной без активного участия местных жителей, — это надо решать вместе, в результате открытых, честных дискуссий о Холокосте в Бессарабии.
Пришло время выработать государственную политику сохранения памяти жертв Холокоста в Бессарабии, а это не только мемориалы и музеи. Это и учебные программы, и подготовленные учителя, способные преподавать тему Холокоста в школах. Это и специальные учебные курсы для вузов. Экскурсии, в первую очередь для детей и молодых людей, к местам массового уничтожения людей. Это и создания музея Холокоста. Это и признание на государственном уровне участия в убийствах и грабежах местных жителей и соответствующие действия власти, включая извинения за убийства. Это и возвращение в национальную историю и память молдавского народа сотен тысяч евреев, жертв Холокоста на территории Бессарабии и Транснистрии, которые были полноправными гражданами нашей страны.
День памяти жертв Холокоста — повод смело и открыто посмотреть в лицо своему трагическому прошлому.
Цитата: Цитата…
Благодаря известной песне Кишинев называют «белым городом». Странное дело — мой город, тот, который помню, — он никогда не казался мне белым. Слова песни — это, скорее, поэтический образ, стихотворный троп. На самом-то деле Кишинев всегда был (во всяком случае для меня) зеленым, утопавшим в парковых деревьях и цветах.
…
Цитата: thend от 28.01.2017 16:11:56До переезда в Москву он жил на рышкановке, в доме хайне гата.
ЦитатаКИШИНЕВ ЗАНЯЛ ШЕСТОЕ МЕСТО В РЕЙТИНГЕ САМЫХ РУССКОГОВОРЯЩИХ ГОРОДОВ В ПОСТСОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИКАХ
*Кишинев занял шестое место в рейтинге самых русскоговорящих в постсоветских республиках. Рейтинг составлен Балтийским центром социальных исследований в Санкт-Петербурге. Было опрошено 100 экспертов, которые постоянно или временно живут за пределами России или регулярно не менее одного раза в три месяца выезжают за границу. На первом месте с большим отрывом оказался Минск, далее следуют Харьков, Донецк, Луганск, Алма-Ата. Кишинев возглавляет вторую пятерку, далее следуют Киев, Ташкент, Рига и Астана. 10% опрошенных отметили, что население столиц всех бывших республик СССР, кроме Вильнюса, одинаково широко использует русский язык для каждодневного и делового общения. Пять респондентов отметили, что процесс перехода общения с русского языка на английский остановился, кроме Литвы, Эстонии и частично Латвии. Среди русскоговорящих городов ближнего зарубежья назывались также Бельцы, Тирасполь и Комрат.
Цитата: Мексик от 18.08.2017 12:11:42Глава Правого сектора рассказал об очень интересном событии -
http://politiko.ua/blogpost146376
Вместе с Плахотнюком они намерены "задавить" Приднестровье.
ЦитатаМолдавия силой вернет Приднестровье и без оглядки на Россию
…Полторы тысячи российских военных в Приднестровье – это не «миротворцы», а группировка для поддержания нестабильности вокруг Украины, заявил командующий армией США в Европе Бен Ходжес. …
…по словам директора киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, то, что происходит вокруг Приднестровья, «спровоцировано Украиной». «Киев предлагает правительству Республики Молдова (РМ) восстановить территориальную целостность своей страны, фактически подталкивая соседей к силовым действиям против приднестровцев. Цель – удавить Приднестровье. У власти в РМ сегодня находятся прорумынские силы, которых поддерживают в Бухаресте. Отсюда и решение Румынии не пропускать через свою территорию вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина. А президент Молдовы Игорь Додон не обладает достаточными полномочиями, чтобы влиять на ситуацию. Киев же занял активную позицию по дестабилизации обстановки в регионе. Об этом говорит и организация совместных постов на приднестровском участке молдавско-украинской границы. КПП блокировали Приднестровье, закрыв транзит грузов для непризнанной республики. Этот процесс будет двигаться дальше», – пояснил украинский эксперт.…
ЦитатаДмитрий Рогозин: Некоторые люди в Молдове ради интересов своей бизнес-группировки стоят на пороге развязывания войны в Приднестровье
ЦитатаПролог.
Молдавия, наши дни
Здесь стало страшно весело жить. Правда, скорее страшно, чем весело. Политики, которые критикуют власть, бегут из страны из-за уголовного преследования, за журналистами следят, про оппозицию снимают компрометирующие фильмы, которые крутят в прайм-тайм популярные каналы. Несогласных с режимом объявляют иностранными агентами или сотрудниками зарубежных спецслужб. Телефоны прослушивают, почту и мессенджеры взламывают. Если не взламывают, то подделывают переписку, например, в Viber, а потом арестовывают реального человека, за приписываемые ему экстремистские высказывания. Задержанные полицией из изолятора попадают прямиком в морг, а тех, кто, боясь преследования на родине, попросил в стране политического убежища, выдворяют туда, откуда они уехали.
Теперь это будни Молдавии. Но республика нечасто попадает в заголовки мировых СМИ. А, когда они о ней вспоминают, ситуацию описывают примерно так: прозападное правительство, мечтающее привести страну в Евросоюз, противостоит президенту Игорю Додону, поддерживаемому Владимиром Путиным. Или так: Додон, ищущий дружбы с Россией и членства в Евразийском экономическом союзе, ведет неравный бой с агрессивными русофобами-националистами из прозападного правительства, пульт управления которым находится в Вашингтоне. Ракурс зависит от того, западное издание решило вспомнить о Молдавии или российское.
Реальность сложнее, интереснее и драматичнее заезженного шаблона «Запад vs Россия». Описывая ситуацию в Молдавии, важно не попасть в лингвистическую ловушку. Такие слова, как «выборы», «парламент», «президент», «правительство», «оппозиция», лучше не использовать или, по крайней мере, брать в кавычки. Идеологии — тоже фикция: называющий себя социалистом Додон бывает на горе Афон кажется чаще местного митрополита и доставляет мощи святых раковым больным.
Забыть придется и характеристики «прозападный» и «пророссийский». Привычный смысл этих слов введет в заблуждение и создаст ложное ощущение того, что Молдавия ничем не отличается от других стран.
Над страной как будто ставят эксперимент. И нужно постоянно держать в голове: здесь все игра, и все не то, чем кажется. Законы и конституция страны больше не имеют значения и сделались эластичными — с помощью манипуляций общественным мнением и здравым смыслом их натягивают на самые невообразимые ситуации и решения.
Реальной политики больше нет. Она превратилась в театр под управлением олигарха Владимира Плахотнюка, которого называют кукловодом. Он здесь распределяет роли и устанавливает декорации. В этом сконструированном сумраке постоянно разыгрываются то драмы, то комедии, а в целом может произойти все, что угодно.Продолжение в следующем постеСкрытый текст
Владимир Соловьев
ЦитатаАкт V.
Захват государства
После ареста Филата в парламенте Молдавии начали происходить чудеса. Депутаты из разных фракций оптом и поодиночке покидали партии, благодаря которым попали в парламент. Это походило на эпидемию: человек ложится спать убежденным коммунистом, а утром встает с постели и объявляет себя демократом или независимым депутатом.
Секрет перевоплощения был прост. Когда город засыпал, просыпалась Демпартия, руководитель которой Владимир Плахотнюк гордится тем, что на сон ему хватает четырех часов в сутки. Каждого, кто сменил политическую ориентацию, однажды посетил человек Плахотнюка и предложил сделку. Сначала обозначалась сумма — от €100 тыс. до €1 млн. Если следовал отказ, кандидата в перебежчики знакомили с другими вариантами: уголовное дело на него или на кого-то из его близких, отъем бизнеса, компромат. Тут уже мало кто находил в себе силы противиться искушению. В итоге в парламенте оформилась группа людей, называющих себя парламентским большинством, — сейчас таких уже 57. Они назначили спикером парламента Андриана Канду – ближайшего к Плахотнюку человека, которому олигарх доверял вести дела своих компаний. Да и в целом эти 57 человек всегда и во всем поддерживает Демпартию.
В конце 2015 года Владимир Плахотнюк решил было выйти из тени и занять официальную должность — пост главы правительства. Но в Евросоюзе сочли, что это уже перебор. Брюсселю не прельщала перспектива общения с токсичным олигархом, публичных встреч с которым европейские политики по возможности стараются избегать. Президент Николае Тимофти набрался смелости и после консультаций с послами стран ЕС отклонил кандидатуру Плахотнюка.
Олигарх в отместку заблокировал утверждение премьером неподконтрольного ему кандидата, создав угрозу роспуска парламента и досрочных выборов, которые вполне могли привести к власти социалистов во главе с Игорем Додоном.Скрытый текст
Так что еще одна особенность Молдавии: здесь не за кого болеть. Если с «черными» все более или менее ясно, то «белых» нет. Есть серые.
Владимир Соловьев
Беседа Брежнева и Чаушеску о Молдове | |
08.12.13 00:02 | |
Встреча, о которой пойдет речь, и поныне вызывает большой интерес историков. Правда, они используют лишь избранные ее моменты. Мы постараемся показать все основные фрагменты этой почти четырехчасовой дискуссии, избегая комментариев, в изложении – по документам, хранящимся в архиве бюро ЦК Компартии Молдавии. Встреча Л. Брежнева и Н. Чаушеску состоялась 5 августа 1977 г. в Крыму. От СССР в ней также участвовали член Политбюро ЦК, ранее долго работавший в Молдове, К. Черненко, помощник Брежнева А. Блатов и завсектором Румынии в ЦК КПСС В. Потапов (который и передал изложение случившегося в ЦК КПМ). От Румынии, помимо Чаушеску, были его помощник К. Митя, секретарь ЦК РКП Ш. Андрей и Чолак. На встрече обсуждались все основные аспекты советско-румынских отношений, в том числе отношение к "еврокоммунизму" С. Каррильо, к развертыванию американских ракет в Европе, говорилось об участии СССР в строительстве крупных научно-исследовательских центров, АЭС и заводов атомного или электронного оборудования в Яссах, а также об углублении русла р. Прут ниже гидроузла Костешть-Стынка. По инициативе Л. Брежнева были затронуты и разные аспекты русско-, советско-, и молдо-румынских отношений, которые, по его мнению, по-прежнему неверно трактовались в румынской научной литературе и периодической печати. Как заметил Брежнев, после состоявшихся в 1976 г. встреч с Чаушеску (В Крыму и Бухаресте. – Прим.) наметилась определенная тенденция к исправлению румынской стороной ошибок в толковании ряда вопросов, но она оказалась кратковременной. В румынской литературе все чаще стали появляться материалы с антирусскими и антимолдавскими суждениями. Причем не только в научных малотиражных сборниках, мало влияющих на широкую публику, но и на страницах солидных историко-партийных изданий, выходящих массовым тиражом, в учебных пособиях для учащихся и студентов и т.д. Такие же высказывания можно услышать на научных сессиях, симпозиумах, конгрессах и конференциях. Брежнев заявил, что СССР очень положительно оценил заявление Чаушеску о том, что у Румынии нет каких-либо территориальных претензий к Советскому Союзу и другим соцстранам, но недоумевает, видя в румынской печати высказывания с притязаниями на советскую территорию. Чаушеску оборвал Брежнева. Отметил, что не понимает, о чем речь и что сказанное Брежневым – результат неправильной информации. Все достигнутые с СССР договоренности Румыния соблюдает, а СССР – нет, подчеркнул румын. Брежнев стал пояснять вредность таких взглядов для советско-румынских отношений, для воспитания румынского народа, особенно молодежи. Чаушеску в ответ выразил недоумение. Он ответил, что в советской и особенно молдавской литературе по-прежнему искаженно освещаются следующие группы вопросов: первая - обеляется политика царизма на Балканах и в Придунавье, она представлена лишь в позитивном плане, особенно в румынско-бессарабском вопросе; вторая - неверно трактует вопрос о наличии особого молдавского народа, молдавского языка и молдавской нации; третья - в молдавской литературе румынские классики по-прежнему неверно именуются молдавскими. Совершенно неверно, продолжал Чаушеску, в историческом, социально-классовом и даже марксистском отношении мнение, что включение Бессарабии в состав России было произведено законным образом и по воле народов. Это присоединение произведено против воли народа и вопреки мнению молдавского правительства, и мы хотели бы, чтобы советские авторы называли вещи своими именами, отметил Чаушеску. Он сослался на Маркса, который в частности сказал, что турки отдали то, что им не принадлежало. А также на Ленина, определившего Россию как тюрьму народов. Брежнев прервал Чаушеску и заявил, что в его утверждениях нет логики. В прошлом году он говорил, что у Румынии нет территориальных претензий к СССР, и в то же время требует, чтобы СССР признал, что царизм когда-то незаконно захватил румынские территории. "Вы что, имеете к нам территориальные претензии?" - спросил он. Чаушеску отвечал, что СРР не требует от СССР никаких земель, но лишь хочет, чтобы было сказано, что царизм когда-то захватил румынские земли. Брежнев ответил, что эта позиция аналогична мнению Китая о Сибири и Дальнем Востоке – сегодня требуют признать, что территория их, а потом потребуют ее вернуть. Но такого мы никогда не сделаем, подчеркнул генсек. Царизм действительно преследовал захватнические цели, согласился Брежнев, но кроме них осуществлялись благороднейшие цели и чаяния народов – избавление от реакционной турецкой кабалы и присоединение к более прогрессивному тогда русскому социально-экономическому и культурному обществу. Царизм действительно был тюрьмой народов, сказал он, но эта тюрьма была раем по сравнению с турецким адом, иначе народы не тянулись бы столетиями к России. Это историческая правда, отрицать этого нельзя. Мы об этом всегда так писали и всегда будем так писать, отметил Брежнев. Чаушеску напомнил, что год назад СРР обещала признать и не игнорировать МССР. Мы это сделали, но никогда не согласимся и не признаем, что есть какая-то отдельная молдавская нация и отдельный молдавский язык. Он сослался при этом на Кантемира, царских министров и работы советских авторов, опубликованные в 1920-1937 гг., и послевоенную Большую советскую энциклопедию, где сказано, что в СССР между Прутом и Днестром живут румыны. Брежнев отвечал, что не надо использовать только тех авторов или только те места из работ тех или иных деятелей, в том числе Кантемира, где имеются выгодные для румын положения, а надо смотреть на вещи реально. Молдавский народ, его язык, культура, национальное самосознание существуют реально и сколько бы их не отрицали, не перестанут существовать, подчеркнул генсек. Обратившись к Чаушеску, он сказал, что тот был у молдаван и мог убедиться, что они существуют реально. Чаушеску отвечал: "Да, я у них был, но они разговаривали со мной по-румынски". Не надо цепляться за язык, возразил Брежнев, так как если бы даже молдавский и румынский языки были абсолютно идентичными, хотя это совсем не так, то и тогда нельзя было бы говорить о единой нации. И во многих других странах народы говорят на одинаковых языках, но это разные нации (Австрия и Германия, США и Англия, арабские страны и т.д.). "В этом вопросе вы, Николай Андреевич, стоите не на марксистских позициях", - добавил Брежнев. Чаушеску пояснил, что доказательством отсутствия самостоятельного молдавского языка и молдавской нации является то, что молдаване крадут румынских классиков и называют их молдавскими. Даже Эминеску, который был ярым сторонником соединения Молдовы и Мунтении и всегда считал себя румыном, являлся родоначальником румынской поэзии, неоценимо много сделав для развития румынского языка и литературы, молдаване считают молдавским. Брежнев по этому вопросу не сделал каких-либо замечаний, но поддержал предложение Чаушеску, чтобы секретари ЦК по международным связям (К. Русаков и Ш. Андрей) встретились и договорились по всем волнующим обе стороны вопросам. В конце беседы Чаушеску отметил, что хотя затронутые Брежневым вопросы и неприятны, но были высказаны чистосердечно и откровенно, без недомолвок. По пути в резиденцию, а затем еще несколько часов Чаушеску беседовал с Потаповым. Обмен мнениями шел в виде горячего спора с доказательствами и препирательствами без каких-либо дипломатических условностей. Обсуждались вопросы о расселении древних даков, о роли и влиянии славян на формирование балканских и придунайских народов, об отношении Петра I к самостоятельности Молдавского княжества, далась оценка роли Румынии в советской и румынской литературе, оценка вклада Румынии в разгром гитлеризма у советских и румынских авторов, о последствиях издания в Румынии литературы, обеляющей Антонеску. Чаушеску не согласился с мнением, что находится на неверных позициях и обвинял советских авторов в неверном отображении событий. Говоря о древних даках, он отмечал, что они жили почти до Буга, и что эта территория принадлежала Буребисте. Роль и значение славян, отметил он, для народов Балкан и Придунавья мало чем отличалась от роли татаро-монгольских племен. Петр I заключил договор с Кантемиром, обещал сохранить целостность и государственную независимость Молдовы, а последующие русские цари нарушили это обещание и захватили молдавские земли. Чаушеску доказывал, что в советской литературе неверно освещается роль и вклад Румынии в исход Второй мировой войны. Если бы не победоносное вооруженное восстание в Бухаресте 23 августа 1944 г., Ясско-Кишиневская операция могла бы не завершиться так успешно. Если бы румынская армия не повернула бы оружие против фашистов и не воевала бы с таким мужеством и героизмом, которые способствовали ускорению на шесть месяцев окончания войны, то трудно было бы сказать, настаивал глава Румынии, чем бы война кончилась, ведь, как теперь известно, гитлеровцам не хватило нескольких месяцев для завершения атомной бомбы и тогда вряд ли их можно было бы разгромить. О территориальных проблемах Чаушеску сказал, что претензий по этому вопросу у Румынии к СССР нет, однако один небольшой территориальный вопрос до сих пор не решен – о континентальном шельфе, богатом нефтью. СРР хочет изменить морскую границу так, чтобы о. Змеиный остался за ней. Потапов подчеркнул, что румынское требование о том, чтобы СССР признал незаконность захвата румынских земель царизмом, чревато вредными последствиями. Они могут у некоторых европейских стран, соседей СРР, породить желание, чтобы РКП признала, что бывшие правители Румынии в свое время тоже незаконно отхватили чужие земли. "Кого вы имеете в виду, венгров?" - спросил Чаушеску. Потапов отвечал, что конкретно не имел в виду никого, но ворошить прошлое нецелесообразное дело. В ходе беседы Чаушеску демонстрировал полную осведомленность по рассматриваемым вопросам, неверно называл лишь отдельные даты и фамилии, а в остальном довольно четко и всеохватывающе излагал взгляды, аналогичные концепциям современной румынской историографии. Создается впечатление, отмечал позже Потапов, что Чаушеску либо их тщательно штудирует, либо принимает участие в их разработке. Руслан Шевченко, доктор истории |
Цитата: Сыбыр от 24.01.2019 10:52:23Немцы цыганские таборы, попавшиеся по дороге, расстреливали на месте.
Русские румын отпускали по домам.....
Что-то мне кажется, в чем-то это было неправильно.
У меня не то уже маразм, не то исторические реминесценции, не то какие-то аберрации......