Как бы ни росли коммунальные тарифы, белорусы все равно остаются должны государству. Почему тогда жители Казахстана оплачивают коммунальные услуги на 100% по нашим декабрьским «субсидируемым» тарифам? Похоже, власти окончательно запутались в показаниях о том, на сколько именно население возмещает стоимость коммунальных услуг.
Полный текст
Как бы ни росли коммунальные тарифы, белорусы все равно остаются должны государству. Почему тогда жители Казахстана оплачивают коммунальные услуги на 100% по нашим декабрьским «субсидируемым» тарифам? Похоже, власти окончательно запутались в показаниях о том, на сколько именно население возмещает стоимость коммунальных услуг. Хронологию свидетельств напоминает «Белрынок».
Фокус с разоблачением После январского подорожания коммунальных услуг министр экономики Владимир Зиновский напомнил о графике дальнейшего повышения тарифов. «Возмещение тарифов на ЖКУ населением планируется осуществить в три этапа, — заявил Владимир Зиновский на заседании президиума Совмина 9 февраля. — Конец 2016 года — выход на 50% возмещения затрат, конец 2017 года — на 75%, к концу 2018 года — на 100%».
Из этого следует, что и после 60-70-процентного, а кое-где — и двукратного «утяжеления» жировок в январе население все равно не дотягивает до возмещения даже половины затрат. В подтверждение этой теории правительство издало постановление № 117 от 12 февраля 2016 года, которым установило предельно допустимые планово-расчетные цены на жилищно-коммунальные услуги на 2016 год. Из него следует, что до конца года вода в Минске может подорожать до 11,4 тыс. BYR за 1 куб.м (при нынешнем тарифе порядка 9 тыс. BYR), а в Гомельской и Могилевской областях — до 15, 2 тыс. BYR за 1 куб. м.; тепловая энергия — до 1,1-1,2 млн. BYR за 1 гКал (при нынешнем полном тарифе 855 тыс. BYR, а субсидируемом — 133,4 тыс. BYR); техобслуживание — до 1.155 BYR за 1 кв. м (при нынешнем субсидируемом тарифе 999 BYR и 2.100 BYR — полном). Подорожанием грозят и твердые бытовые отходы. И все это подается в привязке к прогнозному среднегодовому курсу доллара 22.719 BYR и прогнозной инфляции 15,1%. Однако через 3 дня после заявления Зиновского со слов министра ЖКХ Александра Терехова граждане узнали, что население уже возмещает почти 100% затрат. Только по отоплению сильно отстает. «Все услуги, кроме отопления, уже приближены к 100-процентному уровню возмещения затрат, — сказал министр в эфире ОНТ. — Если брать по водоснабжению, это уже 70%. Если брать по техническому обслуживанию, то это почти 85%. То есть осталась одна услуга, которая нам доставляет серьезный довесок, — это теплоснабжение... Теплоснабжение население возмещает 15% от реальной стоимости услуги». Но почему тогда стоимость этих же услуг должна до конца года значительно вырасти, чтобы «приблизиться» к 50% от себестоимости? Казалось бы, момент истины настал во время общения Лукашенко с главой Комитета госконтроля на скандальном совещании 22 февраля, когда страна узнала, что январские тарифы были назначены «от балды». Тогда же из уст Лукашенко прозвучали такие правильные слова о непроизводственных расходах, включенных в тарифы. «Я дал задание чиновникам подсчитать точно, сфотографировать, как нас в советской школе учили, помнишь? По технологии пройтись. Что оказалось? Что население в два раза больше платит денег: не 40% покрытия оказалось, а 80% население платит. При наших-то тарифах», — продолжил тему Лукашенко в разговоре с российским послом Александром Суриковым 23 февраля. Коммунхозы якобы сплошь жульничают, завышая расходы с расчетом на то, что им компенсируют их из бюджета. «Чем больше напишут, тем больше компенсируют», — разоблачил систему ЖКХ Лукашенко. В подтверждение того, что слова Лукашенко о наручниках прозвучали не просто так, Департамент финансовых расследований КГК 24 февраля сообщил о возбуждении 13 уголовных дел в отношении должностных лиц предприятий системы ЖКХ. «Действиями должностных лиц, попавших в поле зрения правоохранителей, причинен существенный вред государственным и общественным интересам в жилищно-коммунальной сфере, в том числе нанесен ущерб гражданам Беларуси в особо крупном размере», — сообщил представитель КГК Юрий Кардымон. И снова «от балды»? Оставим пока мечты о возвращении старых тарифов и о том, кто и как будет возмещать гражданам «ущерб в особо крупном размере». Запомним названные Лукашенко цифры: 80% реального возмещения против 40% виртуального. Виртуальная реальность, представленная в жировках, оказалась еще богаче, чем на словах. Многие жильцы квартир в Минске получили квитанции, в которых значилось, что они возместили 130% и более себестоимости услуг. А кого-то, напротив, известили о том, что за январь они компенсируют всего 19,6% затрат, притом что общий счет увеличился с 213 тыс. до 323 тыс. BYR. Стопроцентная же стоимость коммунальных услуг для типовой «двушки», по версии расчетно-справочного центра, составила 1 млн. 262 тыс. BYR. В Мингорисполкоме заявили, что возмещение свыше 100% — это ошибка в расчетах, и в февральских квитанциях она исчезнет. Но что же тогда означает возмещение ниже 20%? Еще одна ошибка, то самое «жульничество», за которое возбуждены уголовные дела, или просто цифры «от балды»? Допустим, «от балды». Но ведь указы у нас подписывают вроде как осмысленно? Тогда как объяснить такой поворот: на следующий день после разгромного совещания и обнародования Александром Лукашенко процента возмещения затрат населением — 80% — опубликован указ президента № 78, а в нем — старая песня о текущем возмещении ниже 50%? «Обеспечить в 2016 году снижение затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, и своевременное принятие решений по достижению уровня их возмещения тарифами для населения в размере 50 процентов по всему комплексу названных услуг», — поручает Лукашенко Совмину, облисполкомам и Мингорисполкому в указе от 23 февраля 2016 года. Где логика? Или теперь тарифы будут понижать? Понятно, что вся эта «ахинея относительности» возникает от неспособности просчитать реальные производственные затраты на оказание ЖКУ, а та, в свою очередь, — от перекрестного субсидирования, этой порочной привязки ЖКХ к бюджету, когда непонятно, закладывать ли в тариф расходы на содержание ведомственных санаториев и долги сельхозорганизаций либо все же воздержаться. Для сравнения упомянем не менее порочную систему ЖКХ в Казахстане: сеть полностью приватизированных монопольных предприятий, единственным донором которых являются потребители. Ни о каком бюджетном субсидировании там и речи нет, тарифы устанавливаются после общественных слушаний под контролем антимонопольных органов, при этом население убеждено (и небезосновательно), что с него трясут не 100%, а все 150% затрат. Так вот, приведем в пример актуальные — после январского повышения — тарифы для физлиц в Павлодарской области. Электроэнергия с учетом НДС — 10,95 тенге за 1 кВт·ч (или 678,5 BYR против нынешнего 1.188 BYR субсидированного (!) тарифа в Беларуси). Водоснабжение плюс канализация с учетом январского подорожания обходится павлодарцам в 45,4 тенге за куб. м (это 2,8 тыс. BYR — примерно столько же, сколько до недавнего времени стоила «субсидированная» вода в Беларуси). Но сегодня белорусы платят уже почти в 4 раза больше. И заметьте: в отличие от белорусов, казахстанских потребителей ЖКУ не упрекают в том, что они сидят у кого-то на шее. В Беларуси же, как бы ни росли коммунальные тарифы, граждане все равно остаются в долгу у государства.