Местные бюджеты трещат по швам, а деньги на покрытие убытков государственных гигантов зарабатывает крупный и средний бизнес.
«Все живут под страхом поборов, конфискации либо национализации»Крупные госпредприятия в Беларуси для снятия социальной напряженности вынуждены поддерживать избыточную численность работников и нести убытки, которые покрываются из госбюджета. К примеру, МТЗ и «Гомсельмаш» получили в 2015 году господдержку на сумму более 500 млн долларов и рассрочку в выплате налогов.
Тем временем крупный и средний частный бизнес государство использует для пополнения бюджета за счет налогов для компенсации потерь убыточных предприятий.
— Крупный бизнес становится объектом притязания чиновников, особенно на местном уровне, поскольку бюджеты трещат по швам, — констатирует руководитель Научного исследовательского центра Мизеса
Ярослав Романчук. — Если не считать крупный бизнес, входящий в госпрограммы – таких частных компаний 10-15, – то все остальные живут под страхом дополнительных поборов, конфискации либо национализации.
Частные и иностранные предприятия начинают лидировать в уплате налогов в госбюджет в областях и отдельных районах страны,
отмечают эксперты «Беларусь в фокусе»,
По данным Министерства по налогам и сборам, доля частных организаций Могилевской области по уплате налогов в 2015 году увеличилась и почти сравнялась с государственными предприятиями – 48,3%. Иностранные компании на территории Островецкого района обеспечили в январе 2016 года 99,5% платежей в местный бюджет.
Вынужденная корректировка?Тем временем число убыточных открытых акционерных обществ по итогам трех кварталов 2015 года выросло на треть – до 677. Машиностроительные гиганты Беларуси – «Гомсельмаш», МАЗ, МТЗ и БМЗ – работают с убытками.
Несмотря на государственную поддержку, предприятия вынуждены проводить сокращения. В тройке лидеров по сокращению работников крупнейшие машиностроительные производства — МАЗ, БелАЗ и Белшина.
Для снижения напряженности в трудовых коллективах в условиях отсутствия сбыта продукции на многих предприятиях используется практика отправки работников в незапланированные отпуска с выплатой 2/3 тарифной ставки или же вовсе без выплат.
Пока среди лидеров по прибыли по-прежнему оказываются предприятия традиционных отраслей – нефтяники и калийщики. Но власти пытаются начать поиск «новых точек роста экономики и повышения эффективности».
«Стоит отметить, что несмотря на намерения извлечь излишние доходы ИТ бизнеса в 2015 году, власти отказались от намерений трехкратно увеличить платежи в ФЗСН и повысить на 1% подоходный налог. По итогам первого полугодия зафиксирован рост деятельности Парка высоких технологий на треть. Кроме того, крупные белорусские фирмы привлекли немало сотрудников, в том числе из-за рубежа, — констатируют эксперты
«Беларусь в фокусе».
По их прогнозам, под давлением кризиса власти вынуждены корректировать существующую социально-экономическую модель с увеличением доли частного бизнеса.
«С бизнесом не планируется делать ничего, ни хорошего, ни плохого»Однако сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства
Виктор Маргелов подчеркивает, что государство до сих пор не определилось с главными элементами своей стратегии.
— В опубликованном правительственном плане на 2016 год из 93 пунктов частный бизнес затрагивают только 3, и те лишь декларативные, — говорит эксперт. — Можно предположить, что в этом году с бизнесом не планируется делать ничего, ни хорошего, ни плохого.
Виктор Маргелов. Фото: Минск-НовостиВ плане до 2020 года обсуждаются серьезные структурные реформы, и, по мнению Виктора Маргелова, вполне вероятно развитие варианта, в котором предусмотрено увеличение доли частного бизнеса.
— Она может увеличиться двумя способами: закрытием нерентабельных предприятий или опережающим ростом частного малого и среднего предпринимательства, — прогнозирует лидер предпринимателей.
Максимальный эффект для экономики, по оценке экспертов, можно получить при создании условий для развития всех форм бизнеса: малого, среднего и крупного — в разумном сочетании.
— Локальные шаги не изменят условия для частного бизнеса, — считает Виктор Маргелов. — Если пытаться улучшать ситуацию, например, для торговли, общепита или производства, мы все равно столкнемся с общими ограничениями. Смысл в любых решениях есть только, если заниматься развитием комплексной стратегии развития экономики в целом и предпринимательства в том числе.
«При такой диагностике не получится и лечение»Союзы предпринимателей выступают сторонниками формирования страновой стратегии развития предпринимательства, создания конкретных планов, инструментов комплексной поддержки бизнеса.
Но пока экономист Ярослав Романчук не видит «ни законодательных, ни регуляторных, никаких других действий органов госуправления, подтверждающих, что в условиях кризиса создаются благоприятные условия для развития частных предприятий».
Ярослав Романчук. Фото: myfin.by— Для изменения политики в отношении частного бизнеса сначала нужно провести диагностику причин кризиса, ведь даже в Указе 78 из указанных пяти причин кризисных явлений в Беларуси нет ни одной внутренней. При такой диагностике не получится и лечение, — убежден экономист.
Второй возможный этап — формирование национального консенсуса во имя реформ, то есть выработка стратегии не только решениями вертикали, но с привлечением экспертного и бизнес-сообщества, а также гражданского общества в целом.