В Несвиже презентовали электробус — автобус на аккумуляторах. TUT.BY прокатился на новинке и выяснил перспективы электрической кареты.О том, что в Несвиже собираются катать туристов на «не имеющем аналогов в Беларуси» экологическом транспорте, объявили еще прошлым летом. Внедрять новинку собрались в рамках проекта «Содействие переходу Республики Беларусь к „зелёной“ экономике», который финансирует Евросоюз и реализует Программа развития ООН.
Электробус прибыл в Несвиж в начале апреля. Кстати, растаможить его было непросто: для такого типа общественного транспорта не было таможенного кода.
Марку электробуса на презентации не назвали, на табличке производителя был указан только индекс модели — EG6230T (а вот VIN-номер не указан вовсе). На руле автобуса размещен логотип корпорации Dongfeng. Но нам удалось распознать, что электробус, скорее всего, выпущен китайским предприятием Suzhou Eagle Electric Vehicle Manufacturing.
И хоть точно такой модели на
сайте производителя нет, похожий индекс — только с буквой «К» в конце — несет открытая модификация электробуса. Модели этого же семейства — только под именами Nautico / Sunbus — выпускает корейский концерн Volteco.
В Несвиже презентовали закрытую модификацию, двери в которой размещены по обоим бортам и в задней стенке — всего 7 дверей. В салоне установлены простые мягкие лавки из искусственной кожи с двухточечными ремнями безопасности. Пассажирских мест — 23, при этом 12 пассажиров сидят лицом против хода движения. Ни с инвалидным креслом, ни с коляской сюда не заберешься.
В автобусе установлены литиевые аккумуляторы, запас хода — до 70 км (при скорости около 20 км/ч и движении по ровной дороге без сильного встречного ветра). Мотор мощностью 10 КВт (примерно 13,6 л.с.), агрегатированный с 5-ступенчатой коробкой передач, может разогнать машину до 45 км/ч. Но при этом, конечно, значительно сократится дальность пути.
Автобусы этого типа выпускаются и с кислотными аккумуляторами, но в рамках Проекта развития ООН специально заказали модификацию с литиевыми батареями, что позволяет существенно снизить время зарядки. Полная зарядка занимает около четырех часов, зарядное устройство позволяет подключаться к обычной электросети и выдает на выходе 72 В, а по окончании процесса автоматически отключается. В салоне находятся сразу две розетки — для автоматической подзарядки (поставил на ночь и ушел) и для зарядки на маршруте под контролем водителя.
Автобус пока приписан к КУП «Несвижский зеленстрой» — там он обслуживается и заряжается. К моменту разрезания ленточки и торжественной передачи новинки электробус накатал чуть больше 90 км.
Во время движения по парковым дорожкам мы не разгонялись выше 12 км/ч. Во-первых, радиус изгиба дорожек не всегда позволяет вписаться в поворот без включения задней передачи. Во-вторых, экскурсоводу в салоне нужно время, чтобы успеть рассказать о достопримечательностях.
При езде по грунтовым дорожкам мы заметили такую особенность: на мягких почвах разбитого на болоте парка быстро появляется «колейка», — уже после всего двух рейсов с журналистами борозды начинают походить на тракторные. Что же будет, когда рейсов будет по десятку-два в день?
Зампредседателя Несвижского районного исполкома
Михаил Афанасик рассказал TUT.BY, что программа коммерческих перевозок пока только разрабатывается, потому что еще не известны эксплуатационные затраты. Примерно в течение месяца в тестовом режиме бесплатно будут катать детей, после чего рассчитают цену билетов.
В Несвиже и до электробуса был экологически чистый транспорт — две коляски с лошадьми.
Уже разработано четыре маршрута, по которым будет возить туристов новый транспорт: три из них по паркам, еще один — с выездом в город. В будущем электробус хотят пустить по пятому маршруту — к бывшей летней резиденции Радзивиллов в парке Альба.
Электробус имеет право выезда на дороги общего пользования (при скоростях движения до 20 км/ч его регистрируют лишь в Гостехнадзоре), а городские маршруты проложены так, чтобы туристы ехали по улицам с небольшим трафиком.
Туристический сезон длится в Несвиже с конца апреля по конец ноября — вероятно, к концу осени и электробус отправится на зимовку, хотя комплект зимней резины для него получили.
Второй такой же электробус получил республиканский ландшафтный заказник «Свитязанский» под Новогрудком. Информагентства сообщали, что подобные машины могут появиться
в Лиде и Сморгони, к концу года два электробуса собираются пустить и
в Минске.
По словам заведующего отделом НИИ транспорта «Транстехника»
Сергея Новоселова, цена электробуса для Минска в 4−5 раз превышает стоимость автобуса с дизельным мотором, расчетный срок его окупаемости — около 20 лет при сроке службы в 10 лет.