Завод V-образных моторов ЯМЗ в Ярославле рассчитан на выпуск до 50 тысяч двигателей в год. Такую же мощность имеет и завод средних двигателей ЯМЗ-530, на сегодняшний день там занято чуть больше 440 сотрудников. Завод в Тутаеве не так велик: до 10 тысяч моторов в год и всего 55 рабочих мест. АО «ЯЗДА» выпускает до 140 тысяч топливных систем в год и штат там велик – 1 700 сотрудников. Посмотрим, чем заняты все эти люди.
Семейство моторов ЯМЗ-530, выпускаемых на одноимённом заводе средних двигателей, имеет мощность от 120 до 330 л.с. Это, пожалуй, самая востребованная продукция ЯМЗ. Её используют и в городских автобусах, и в новых автобусах ПАЗ и Вектор Next, и в среднетоннажных ГАЗонах Next, и в тяжёлых грузовиках Урал Next. Помимо этого, данные дизели можно встретить в экскаваторах ТВЭКС, снегоболотоходах ЗЗГТ, Брянских автогрейдерах и погрузчиках ЧСДМ. Моторы ЯМЗ-534 имеют четыре цилиндра, а ЯМЗ-536, соответственно, шесть. Последний мотор можно даже встретить на судах на воздушной подушке Костромского судостроительного завода. Высокий спрос на эти агрегаты обусловлен их хорошей конкурентоспособностью: по характеристикам они не уступают зарубежным аналогам, зато стоят дешевле. И заводчане каждый день стремятся сделать их ещё лучше и доступней.
Возьмём, к примеру, постоянно растущую локализацию производства этих моторов. Ещё в 2015 году доля импортных комплектующих в рядных моторах составляла 32%. В текущем году она уже снизилась до 25%, а в 2017-м обещают использовать не более 20% заграничных деталей. Речь идёт, конечно, о номенклатурной доле, то есть о доле количества деталей, а не их цены. Доли «в рублях» – штука секретная, «коммерческая тайна», как пояснили на заводе. Но и без этого очевидно, что работа идёт. Как смогли достигнуть достойных показателей за сравнительно короткое время?
Начнём с того, что под локализацией не надо понимать производство всех компонентов на одной площадке и тем более на одном предприятии. Главное – чтобы сделано было в России, а не у каких-нибудь «буржуев». То есть, речь идёт не только о локализации, но и об импортозамещении. Давайте раскидаем мотор на части и посмотрим, от каких иностранных запчастей уже отказались, а от каких откажутся в ближайшем будущем.
В октябре прошлого года блок цилиндров стал отечественным – его отливают в ПАО «ГАЗ» в Нижнем Новгороде. Распределительный вал стало выпускать АО «ЯЗДА» в Ярославле. Коленвал делают и вовсе конкуренты – КАМАЗ в Набережных Челнах. В текущем году «обрусел» поршень – за его производство взялись в ЗАО «КЗА» (Кострома), где, кстати, делают поршни на российские Форды и Рено, и где культура производства находится на очень высоком уровне. В декабре планируется перейти на ярославский (АО «ЯЗДА») топливный насос высокого давления (ТНВД) и газовскую головку блока (Нижний Новгород). В марте 2017 года на дизелях появятся российские генераторы (ООО «Прамо электро», Ржев) и толкатели (АО «ЯЗДА»). В декабре часть шестерней начнёт выпускать ООО «Нижегородские моторы». Планы хорошие, даже говорить нечего.
Что будет дальше?
Уже сегодня ПАО «Автодизель» может иметь повод для гордости: несмотря на кризис, объём производства в 2016 году вырос по сравнению с прошлым (41,9 тысяч моторов против 35,6 тысяч в 2015 г.). Стоит отметить, что существенную долю в росте занимают именно новые продукты, традиционных становится всё меньше и меньше. А это значит, что и в ближайшем, и в более отдалённом будущем от ЯМЗ можно ожидать чего-то новенького. Что же, это так. Давайте чуть-чуть приподнимем ширму коммерческих тайн и планов и посмотрим, чего ждать от ЯМЗ в ближайшие (и не очень) годы.
...
В 2017 году Ярославский моторный завод реализовал свыше 20 тысяч моторов ЯМЗ-530,
с ростом 45% по сравнению с 2016 годом. На заводе также ожидается рост объемов и в 2018 году, уже сегодня ведется работа по расширению мощностей завода для обеспечения потребностей существующих и новых заказчиков на перспективу.
http://www.ymzmotor.…razvitiya/...
Среди V-образных моторов новинкой станет V8 ЯМЗ-658 повышенной мощности – до 530 л.с. Случится это уже в будущем году, и тогда же заводчане обещают обрадовать мир (а в первую очередь – грузовики Урал и часть МАЗов) новой 5-ступенчатой коробкой ЯМЗ-1205. В 2018-м будем ждать новые рядные моторы для тракторов, сельскохозяйственной техники и судов (120-550 л.с.). Тогда же ждём и ЯМЗ-780 с мощностью до 750 л.с. Ещё через год – в 2019 году – будем ждать выхода уже классических ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536, но соответствующих нормам Евро-6. Тут, кстати, требуются некоторые пояснения.
Введения Евро-6 стоит ожидать только в 2020-2023 годах. Но ЯМЗ заранее готовит свои дизели к этому времени, поэтому вышеназванные моторы должны подогнать к новым нормам в 2019 году (при этом обещают снизить вес мотора, уровни шума и вибраций), а ЯМЗ-770 – к 2020-му.
И в этом же 2018 году выйдет ещё одна новая коробка передач – 9-ступенчатая ЯМЗ-1309. Но главным хитом, как я думаю, станет создание дизельной топливной аппаратуры с давлением до 2 000 бар. Работа предстоит очень сложная: некоторые допуски составляют всего 0,4 микрона! Поверьте, это очень высокая точность. Выпуск будет налажен, конечно же, на АО «ЯЗДА».
Я уже оговорился, что в 2020 году мы ждём нового мотора ЯМЗ-770 (Евро-6). По большому счёту, это будет дефорсированный до 370-550 л.с. ЯМЗ-780 объёмом 12,4 литра (130х156). Этот мотор позволит полностью закрыть всю линейку дизельных моторов, востребованных в России.
Заводчане рассчитывают, что прирост объёма производства произойдёт за счёт роста доли дизелей для сельхозтехники. Судя по тому, что только перечисление всех производителей сельхоз- и спецтехники с моторами ЯМЗ займёт несколько минут, такой прогноз кажется вполне оптимистичным.
Всего же объём инвестиций с 2017 по 2020 гг. составит около десяти миллиардов рублей. И если предприятие может позволить себе такие траты, то оно, надо думать, на ногах стоит крепко.
Ну а самое интересное мы оставили на потом. Скоро в Ярославле стартует производство нового газового мотора ЯМЗ-530 CNG – о нём мы более подробно поговорим в следующий раз. И поверьте: это будет интересно.
https://www.kolesa.r…rnyj-zavodhttps://www.drive2.r…664437352/