Цитата: zdrav от 19.05.2019 09:30:521) В Беларуси 83% жителей согласно переписи населения считают себя белорусами. почти Во всех перечисленных республиках процент национальных меньшинств намного меньше, однако даже там национальные языки государственые. Что именно вы требуете, я второй день понять не могу, хотя объем ваших записей превышает все разумные пределы. Кроме пресловутых табличек у вас другие аргументы есть? Можете внятно сформулировать: Снижение учащихся в белорусских школах в 5 раз по количеству и в 3 раза в процентном соотношении меня не устраивает. Требую полного запрета белорусских школ!
Я хотел услышать ответы на вопросы: Для чего белорусские школьники тратят несколько часов в неделю (половину времени, отведенного на изучение языка и литературы) на изучение белорусского языка? Какую цель преследует языковая политика в Белоруссии?
Ваш ответ сводится к тому, что в Белоруссии - 83% белорусов, поэтому все должны учить белорусский язык. Мол, в России - так же.
Я убедился в том, что в России не так же. Только в некоторых регионах и только до последнего времени было так же или близко к тому. Это значит, что мои вопросы по-прежнему актуальны. Я хотел бы, чтобы вы открытым текстом написали, какова цель языковой политики в Белоруссии. Какова цель языковой политики в Татарстане, на к который больше всего похожа Белоруссия, мне понятна. Но я хотел бы, услышать это от Вас.
Вы оперируете стереотипами, а я бы хотел докопаться до содержания. К примеру, Вы пишите, что 83% жителей считают себя белорусами. Из этого факта делаете целый ряд выводов, вплоть до того, какой должна быть учебная программа. Но Вы можете объяснить, что значит, считать себя белорусом? С русскими, которые составляют 8% населения Белоруссии, все понятно: 96% из них называют русский родным языком и 97% обычно используют его дома. Как я уже писал, для 94% татар Татарстана родной язык - татарский, для 97% осетин Северной Осетии - осетинский, для 99% кабардинцев в Кабардино-Балкарии - кабардинский. В этих случаях связь между номинальной национальностью, языком и потребностью в соответствующей системе образования очевидна. А вот в Бразилии у бразильцев родной язык вовсе не бразильский, а у австралийцев - не австралийский. И в Белоруссии только 61% белорусов назвали родным языком белорусский и только 26% сказали, что обычно пользуются им дома.
Так что такое "белорусский язык"? Кто и для чего на нем разговаривает? Для чего он обязателен для изучения остальными?
Цитата: zdrav от 19.05.2019 09:30:522) В отличие от указанных автономных республик Белорусская ССР имела статус союзной республики и некое подобие государственности за 70 лет до распада Союза. Плюс почти тридцать лет это независмое государство в котором более 80% населения искренне считают себя белорусами ( по всем переписям начиная с 1960-70 годов и до нынешних времен)
Соглашусь, что Белорусская республика была создана искусственно большевиками в 1920-х годах, была проведена насильственная белорисизация и так далее и тому подобное. Но тем не менее она существует уже 100 лет и выросло четвертое-пятое поколение людей, которые никем кроме как белорусами себя не считают, даже прабабушки у них получается формально уже были белорусами.
Опять стереотипы. Система образования определяется не статусом (союзная или автономная), а реальными потребностями населения. Я много чего нового узнаю, пока пишу Вам ответы. У меня, например, сложилась совершенно новая картина эволюции системы образования с СССР. И взгляд на нынешнюю ситуацию в Белоруссии у меня отличается от Вашего. Вкратце ситуация развивалась так.
В начале XX века в России читать умело менее половины населения (1920 г., Советская Россия), среднее число лет обучения населения старше 9 лет - 1,112 (1917 г.). В 20-30-е годы в СССР стояла задача совершить культурную революцию - требовалось научить людей читать и писать. Учить читать и писать легче всего было на родном языке. Отсюда - упор на создание национальных алфавитов, национальной письменности, национальных школ. Массовая безграмотность была преодолена только к началу 1940-х годов.
В 1950-60-е годы стала следующая задача - сделать общим среднее образование. Среднее образование на базе большинства национальных языков оказалось невозможным или сложным. Вот интересный автореферат: "Татарская национальная школа ТАССР в конце 1950-х - 1970-е годы" [
PDF]. Автор жалуется на притеснение татарского национального образования, хотя между строк отлично видно, что никакой альтернативы этому не было. В наше время полноценное образование (среднее и тем более высшее) возможно только на одном из всего нескольких языках: английском, русском, немецком, французском, испанском,.. Не случайно, апологеты "национальных" школ что на Украине, что в Татарстане ратуют за преподавание таких предметов как химия, физика, биология на
английском языке. То, что полноценное образование на национальном языке невозможно, понимают даже они. Вот, к примеру, рассуждения о сложностях преподавания информатики на тувинском языке -
ссылка.
Цитата: zdrav от 19.05.2019 09:30:52И что самое главное отличие от Татарстана и прочих республик: в Белоруссии - белорусские школы массово существуют 100 лет, а в Татарстане они появились только при Ельцине в единичных экземплярах. В Беларусии примерно половина всех школ в 1991 году были национальными. В Татрстане запрещать нечего - их было мало, они не прижились и сами почти все вымерли. В Беларуси были тысячи таких школ в советское время и вымирают они поэтому дольше. \n\n3) без обид, еще один раз напишите про таблички - отвечать не буду. В том же Татарстане творится вакханалия с табличками на татарском языке - однако никто вменяемый на это особо внимания не обращает. Ибо понимают, что если национальная школа вымирает то никакие указатели не помогут.
Никакого отличия Белоруссии от Татарстана нет. И там, и там образование сто лет назад было доступно немногим и давалось оно на иностранном языке - польском (до 1860-х гг.) или русском в одном случае, на арабском или русском - в другом. Татары еще дадут белорусам сто очков вперед по части национального языка и письменности. Вики пишет, письменный татарский язык на основе арабского алфавита существует с X века. Переход на латиницу, а потом кирилицу объясняется сугубо прагматическими соображениями. Этим же объясняется "белорусификация", а не происками большевиков.
И нынешние проблемы образования в Белоруссии и Татарстане схожи. Сама жизнь заставляет переходить в образовании на русский (а если он так ненавистен - то на английский) язык. Колоссальным преимуществом Белоруссии была близость русского и белорусского языка. Для 37% белорусов родной язык уже русский, еще 33% пользуются им дома. Остальные 26% говорят, что разговаривают на "белорусском", но никто не знает, что это за белорусский язык и сильно ли он отличается от русского. Белорусы при переходе на русский язык не теряют свою тысячелетнюю историю (наоборот, ее не оказывается не нужно переписывать или сочинять заново). В этом отношение положение татар более драматично.
И тем не менее государственная политика Республики Беларусь заключается в том, чтобы культивировать и навязывать большей части населения своей страны белорусский язык. Тем самым Белоруссию пытаются вернуть и законсервировать в том состоянии, каком она была в середине XX века, когда средний срок обучения взрослого населения составлял 3-4 года, т. е. соответствовал начальному образованию. Языковая политика Республики Беларусь - самострел. Я хочу, чтобы Вы написали это или разубедили меня.