Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,056,438 101,294
 

  Удаленный пользователь
25 дек 2016 17:34:46

Для эффективного противостояния российской пропаганде белорусским властям следовало бы реформировать медиасферу.

новая дискуссия Новость  187

Задержание в Беларуси авторов нескольких российских сайтов, в том числе информационного агентства «Регнум», а также резкая реакция на антибелорусские высказывания директора Российского института стратегических исследований, вызвало не только дискуссии о свободе слова и права на высказывание мнения, но и о том, может ли Минск эффективно противостоять российской пропаганде.

Во время флешмоба против российской пропаганды в Минске молодежные активисты «украсили» лапшой изображение главного кремлевского пропагандиста в телевизоре.



Следственный комитет Беларуси задержал трех белорусских граждан — преподавателя БГУИР Юрия Павловца (публиковался под псевдонимами Павел Юринцев и Николай Радов), сторожа из Бреста Дмитрия Алимкина (псевдоним Алла Бронь) и корреспондента «Регнума» Сергея Шиптенко. Они стали фигурантами дел, возбужденных по статье 130 Уголовного кодекса — разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни.
«Регнум» выступил с заявлением «в связи с репрессиями против журналистов в Белоруссии» и заявил, что считает своих задержанных авторов «политическими заключенными, которых подвергают репрессиям за их принципиальную позицию против фактического сотрудничества властей Белоруссии с шовинистической, русофобской и неонацистской частью белорусской оппозиции».
В самой Беларуси мнения относительно задержания «адептов русского мира» разделились. Например, сопредседатель гражданской кампании «Говори правду» Татьяна Короткевич и лидер гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач высказались против этих арестов. Карач даже назвала Павловца, который был задержан первым, «безусловным политзаключенным».
Оппоненты же напоминают о том, что свобода высказывания не является исключительным правом. В частности, это право может быть ограничено, когда речь идет о безопасности государства и общественном порядке. Кроме того, право на свободу высказывания не допускает пропаганды войны, расовой, национальной и религиозной вражды. И многие полагают, что задержанные в своих материалах как раз способствовали разжиганию национальной неприязни.
Однако кроме споров о праве на свободу мнения, задержание авторов «Регнума» вновь актуализировало вопрос о том, способен ли Минск эффективно защитить свое информационное пространство от российской пропаганды.
О необходимости реформирования белорусской медиасферы эксперты говорили давно и много. И не только говорили. Пакет предложений по реформам в свое время направляла в Палату представителей Белорусская ассоциация журналистов. Но получила ответ, что белорусское медийное законодательство в реформах не нуждается.
В 2015 году еще один пакет предложений подготовила группа экспертов, которая работала в рамках проекта «Рефорум» под эгидой зарегистрированного в Вильнюсе Белорусского института стратегических исследований (BISS).
Эксперты «Рефорума» сделали упор именно на информационную безопасность страны. Предлагаемые изменения они разделили на два этапа — меры, которые могут быть приняты незамедлительно и не потребуют внесения изменений в законодательство, и меры, которые потребуют таких изменений.
В качестве незамедлительных шагов предлагалось прекратить административное давление на журналистов и СМИ, ввести мораторий на внесудебное применение санкций к субъектам СМИ, создать для государственных и негосударственных медиа равные условия доступа к государственным системам распространения, распределения частотного ресурса, получения лицензий, размещения рекламы.
Кроме того, предлагалось созвать Общественный координационный совет в сфере СМИ, чтобы рассмотреть проблемы защиты национального информационного пространства и выработать рекомендации для формирования эффективной государственной политики в этой сфере.
В интернет-сфере предлагалось ввести мораторий на внесудебную блокировку сайтов, сделать более прозрачным механизм ограничения доступа к сайтам.
Среди мер, которые потребуют внесения изменений в законодательную базу, были предложение о пересмотре Концепции национальной безопасности Беларуси и разработке соответствующего международным стандартам механизма ограничения распространения в стране информационной продукции, грубо нарушающей положения законодательства.
Кроме того, предлагалось разработать и принять новый закон о СМИ, который бы соответствовал международным нормам и стандартам. Также предлагалось лишить Министерство информации контрольных функций и полномочий относительно применения санкций к СМИ, интернет-ресурсам, издателям, распространителям продукции СМИ.
Однако и на эти предложения власти не отреагировали.
«Никакой реакции так и не было. Хотя думаю, что этот документ попал на все нужные столы в верхах белорусской власти», — сказал БелаПАН один из принимавших участие в разработке предложений в рамках «Рефорума», заместитель председателя БАЖ Михаил Янчук.
В целом же, говорит он, официальный Минск совершенно не готов бороться с российской пропагандой, хотя понимает ее опасность. В мае 2016 года заместитель главы Администрации президента Беларуси Игорь Бузовский выразил озабоченность тем, что доля российского контента в белорусских СМИ доходит до 65%.
«Белорусское государство безнадежно проигрывает битву за умы своих граждан на собственной территории, — считает Янчук. — Делает оно это почему-то осознанно, допустив без ограничений в бесплатный пакет телеканалов, распространяемый по территории всей страны, более половины российского контента».
Вопрос о том, готова ли Беларусь обороняться от российского информационного вмешательства, подчеркивает Янчук, нужно задавать, прежде всего, государству.
При этом он отмечает, что задержания авторов «Регнума» «не изменили абсолютно ничего в общей картине баланса в информационном пространстве Беларуси».
Янчук напомнил, что Министерство информации Беларуси в связи с публикациями на ряде российских ресурсов, в том числе и «Регнуме», обращалось в Министерство связи и массовых коммуникаций России и к спецпредставителю президента России Михаилу Швыдкому.
От Швыдкого пришел ответ: оскорбительные в отношении Беларуси высказывания принадлежат «зачастую маргинализированным авторам, ни в коей мере не отражают позицию руководства России».
«Такой ответ означает, что для России задержанные люди являются расходным материалом, — говорит Янчук. — То, что России нужно, это присутствие каждый день российских новостей перед белорусскими в национальном эфире. Поэтому посади Минск хоть 10, хоть 20 регнумовцев или кого-то еще, это ничего не меняет, пока в составе пакета белорусских каналов будет находиться такое количество российского контента».
В то же время он считает неправильным ограничивать вещание российских телеканалов просто административным решением.
«Есть совершенно четко в белорусском законодательстве прописанные вещи — пропаганда войны, разжигание ненависти и так далее, — пояснил Янчук. — Если бы белорусский суд применил эти статьи относительно российских пропагандистских ток-шоу, то такие программы можно было бы спокойно закрыть существующими законодательными средствами, без необходимости применения драконовских мер».
Однако он сомневается, что Минск рискнет пойти на какие-либо ограничения в отношении российских телеканалов.
«Отсутствие политической воли даже для простых шагов, которые предусмотрены белорусским законодательством, означает большой страх, который существует в верхушке белорусской власти», — сказал Янчук.
В то же время он отметил, что белорусская негосударственная пресса делает все возможное, чтобы противостоять российской пропаганде, но белорусские власти не дают независимым СМИ нормально развиваться.
Что касается государственных СМИ, сказал эксперт, то они работают по принципу отмашки. И пока сверху не придет соответствующее указание, «никто из них не выйдет за круг своих ежедневных обязанностей».
В свою очередь руководитель проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников уверен, что Минск готов защищаться от российской пропаганды, но вопрос в том, способен ли он это сделать.
«Надо понимать, что у белорусских властей имеется очень ограниченный инструментарий, — сказал Поротников в комментарии для БелаПАН. — И весь этот инструментарий некачественного, репрессивного характера. Вместо того чтобы конкурировать качеством, власти предпринимают какие-то жесткие действия в отношении тех, кто производит то, что им не нравится, или ограничивают распространение этого продукта».
Говоря о задержаниях авторов «Регнума», Поротников подчеркивает, что это не способ ограничить влияние российских СМИ. «Это скорее обозначение очень четких красных линий, которые никому не будет позволено пересечь», — считает эксперт.
При этом он отмечает, что в нынешней ситуации белорусские СМИ, в первую очередь государственные, не способны создавать контент, который сможет конкурировать с российским. И без проведения реформ ситуация не изменится.
«Качественный продукт рождается там, где за его изготовление могут достойно заплатить. А деньги у СМИ появляются там, где есть реклама, рыночные отношения, конкуренция и борьба за потребителя», — пояснил Поротников.
По мнению аналитика, экономические реформы, либерализация экономики создадут необходимую материальную базу для функционирования СМИ.
«А наличие материальной базы плюс потребность конкурировать за потребителя породит некое количество людей, которые в состоянии делать интересный хороший информационный продукт. Ничего другого здесь быть не может», — резюмировал эксперт.
ссылка
Отредактировано: Alximik - 01 янв 1970
  • +0.51 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!