Цитата: Бешеный медведь от 27.03.2012 05:55:38
Что интересно, я тоже балуюсь преподаванием в ВУЗе. К слову в самом известном и престижном, в третьем по величине городе России. По совместительству. Мне тоже платится какая то зарплата. Точный размер увы не подскажу, но 2 или 3 тысячи точно.
Конечно вопрос как прожить на такую зарплату, не стоит. Деньги я зарабатываю в другом месте. А эта зарплата всего лишь компенсирует расходы на проезд туда и обратно.
Но, вот я заметил и положительный момент того, что зарплата такая маленькая. Большинство моих коллег преподавателей - совместители. А это между прочим значит, что они реально что то знают, умеют и могут в реальной жизни. И им, соответственно, есть чему научить студентов. Напротив, нередко те, кто занимаются только преподаванием, сильно отстают от реальной жизни и ничего за пределами учебника не знают и не умеют.
Животворящая зарплата выкидывает большинство таких неумех в реальную жизнь, где они осознают полную профнепригодность. И учатся конечно.
А преподают на 90% успешные люди. И это, по своему, здорово!
Увы и ах. Но ваша логика к сожалению ущербна.
Да есть такая тенденция, что студентам больше нравятся преподаватели, которые могут ответить на вопрос - "а зачем и где нужно, то, что им рассказывают". В результате возникает иллюзия, что преподаватели-практики (совместители) более востребованы, чем обычные, которые работают только в ВУЗе.
Но это не более, чем иллюзия.
Образование есть комплекс знаний, умений и навыков полученных в процессе. Теоретики обычно акцентируются на знаниях и немного умениях. практики - на навыках и немного умениях. И те и те оставляют после себя пробелы и на выходе получается не понятно,что - студенты-теоретики очень быстро теряют знания, незакрепленные навыками, студенты-практики не могут применить полученные навыки потому что редко сталкиваются с точно такими же, а без знаний разобраться в смежных и немного отличных областях не могут - увы.
Так что ничего хорошего в приведенной вами тенденции нет.
Студенты должны проходить полноценную практику, в том числе под руководством своих преподавателей - где они и сами получают нужные и навыки и их преподаватели постоянно актуализируют свои знания в условиях реальной жизни.
Но так было во времена Союза. Сейчас практика по большинству специальностей проходит по принципу "кошка бросила котят, пусть ... как хотят". То есть студент находит знакомых, родственников на предприятии, рисует (или скачивает с инета) отчет по практике, в котором ему рисуют закорючку, приносит его преподавателю, который рисует еще одну закорючку - на этом практика и заканчивается - ни умений, ни навыков, ни у студентов, ни у преподавателей.
Есть конечно исключения - но они в большинстве своем есть инициатива предприятий заказчиков которые заинтересованы в качественных знаниях выпускников, которых они хотят принять на работу. Но они именно, что исключения, да и заслуга чаще всего не ВУЗов, а именно предприятий.
Так что еще одно из преимуществ потерянной системы советского образования - увы. И гордиться преподавателями-совместителями не стоит
Цитата: barmaley865 от 27.03.2012 15:45:03
...
По поводу "высокого качества" преподавания успешных преподавателей.
Мне попадались "успешные-совместители" , которые как-то не ахти как преподают.
...
После всего этого, как-то не особо верю в то что преподаватели -совместители , это что -то хорошее, слишком уж часто все происходит совершенно наоборот.
Не бармалей, приведенные вами примеры - это просто иллюстрация тезиса о том, что большинство совместителей в силу отсутствия профильного педобразования обычно сосредотачиваются на практических НАВЫКАХ, забывая про знания и умения.
То есть вывод Ваш правильный - ничего особо хорошего в таких совместителях нет - но причины вы определили не совсем правильно.
Да и зарплата к этому прямого отношения не имеет - к сожалению и простым увеличением ее у преподавателей работающих на постоянной основе, эта проблема не решается.
Цитата: barmaley865 от 27.03.2012 15:45:03
Совместителей тоже вполне можно понять, тяжело успевать везде и всюду, а жить на зарплату преподавателя проблематично .
Но от этого не легче.
Вы, повторюсь, работаете, но таких как Вы далеко не 100%, судите всех совместителей по себе и идеализируете ситуацию.
Все таки ИМХО, преподаватель преподавать должен, а не думать , где бы еще добыть хлеб насущный, а для этого ему платить надо нормально, а не на проезд выдавать от щедрот.
А все другое- чистая чубайсина и вечно так продолжаться не может.
PS: Хорошо, что ВВП обратил внимание на зарплату преподавателей.
Понятно, что все это будет улучшаться медленно, не улучшать же ситуацию в образовании разваливая ОПК, но хоть процесс пошел, это уже радует.
PPS: Вот интересно, если повыгонять таких "успешных" , как описанные мной герои борьбы за свет знаний, сколько освободится зарплатного фонда?
Чем черт не шутит, может за счет этого можно было бы увеличить зарплату тем, кто действительно чему-то учит, а за одно избавить их от необходимости "узнавать жизнь" , то есть работать еще и не по специальности.
Вот вы неправильно определили причины, соответственно предлагаемые вами меры ничего к сожалению не изменят. Хорошая зарплата- это конечно хорошо (извините за тавтологию) но к сожалению никаких качественных изменений не принесет в систему образования.
Для решения этих проблем необходимо устанавливать и регулировать на государственном уровне горизонтальные связи между ВУЗами и отраслевыми предприятиями, возможно даже систему распределения или ее аналог разрабатывать. К сожалению без участия и поддержки государства такие горизонтальные связи возникают крайне редко. Правда это не отменяет необходимости повышения ЗП.
Отредактировано: _Sasha_ - 28 мар 2012 01:13:30
Рожденный ползать - не мешайся на взлетной полосе.