Кровь, безусловно, есть и на руках американских военных. Американский журнал Rolling Stone в 2013 году опубликовал доказательства, что спецназ США виновен в гибели 18 мирных афганцев. С 2012 по 2013 год в районе американской базы в провинции Вардак были обнаружены многочисленные тела убитых. Rolling Stone утверждал, что причиной преступлений стало ранение одного из командиров «зеленых беретов». Расследование данного дела вели ООН, Красный Крест и власти Афганистана. В итоге, Красный Крест пришел к выводу, что «все пропавшие захватывались американским спецназом во время рейдов по деревням средь бела дня». В 2016 году прокуратура Международного уголовного суда заявила о готовности приступить к расследованию возможных военных преступлений и преступлений против человечности в Афганистане. Одним из самых громких пунктов обвинения стал авиаудар США по больнице в афганском городе Кундуз. Тогда, напомним, погибли 42 человека.
Если вернуться к докладу ООН, то «лидером» по числу жертв остается провинция Кабул. «Из 1048 инцидентов с мирным населением (219 смертей и 829 раненых), зарегистрированных в провинции Кабул, 94% были спровоцированы действиями смертников и комплексными нападениями, совершенными антиправительственными элементами в городе Кабул», — говорится в исследовании. Вслед за кабульской провинцией наиболее смертоносными областями стали Гельманд, Кандагар, Нангархар, Урузган, Фарьяб, Герат, Лагман, Кундуз и Фарах. 67% случаев с гибелью или ранениями представителей афганского населения произошли по вине антиправительственных элементов, в то время как силы правительства стали причиной только 18% случаев. Смертоносность действий противников официального Кабула возросла на 12%, по сравнению с предыдущим годом, отмечается в исследовании МООНСА. У проправительственных сил подобный показатель снизился на 21%.
МООНСА, между тем, приветствует усилия, которые прилагают силы национальной безопасности Афганистана для снижения смертности среди обычных граждан. «Вместе с тем, миссия отмечает, что возросший контроль над территорией со стороны антиправительственных элементов потенциально способствовал сокращению числа жертв наземных операций: менее непостоянный фронт мог позволить гражданским лицам покинуть районы заранее, перед активными боями, особенно в южной области», — говорится в исследовании ООН. Эксперты также обращают внимание на то, что зачастую боевые действия препятствуют перемещению семей, общин и отдельных лиц, наносят урон имуществу мирных жителей и попросту лишают их средств к существованию. Влияние наземных операций на себе испытывают в первую очередь женщины и дети, подчеркивают в миссии ООН.
«Сам доклад охватывает период, который начинается с января, а интенсивность боевых действий «Талибана» началась в апреле, — заявил порталу «Афганистан.Ру» заведующий Центром научно-аналитической информации Института востоковедения РАН Николай Плотников. – В январе, феврале, марте такой интенсивности боевых действий на земле не было. Всплеск – взрывы в Кабуле, нападения по практически всем провинциям — пошел после того, как талибы объявили о начале своей широкомасштабной операции. Это чем все объясняется. Что касается взрывных устройств, этому есть то же объяснение: пока было затишье на земле, в основном были подрывы на миновзрывных устройствах, на минах вдоль дорог, самодельных бомбах. А если брать второй квартал этого года, то людей от боев гибнет не меньше, чем от взрывных устройств».
Никаких новых тенденций доклад миссии ООН не иллюстрирует, полагает аналитик. «Это характерно для Афганистана: как наступает зима, интенсивность боевых действий на земле немного притухает, — говорит Плотников. – Но когда становится потеплее, повышается проходимость дорог, когда в горах можно свободно передвигаться – интенсивность боевых действий возрастает. Ситуация там не изменилась». Эксперт при этом считает, что иностранный контингент не влияет столь масштабно на рост или уменьшение жертв среди гражданских лиц. «То, что там сейчас нарастили контингент, никак не отражается, — говорит Плотников. — Он не принимает участия в боевых действиях напрямую. В основном принимают участие американцы – войска специального назначения, авиация, беспилотники. От них как были потери, так и будут. Они пришли туда, чтобы обозначить: НАТО есть, оно живо, оно что-то делает. Это фактически попытка оправдать дальнейшее существование НАТО. Хотя у многих вопрос: что оно вообще делает в Афганистане? Пять тысяч военных ничего не решат для большой страны с таким рельефом, с такими климатическими условиями и с таким непростым населением».