Еще опять немного истории - о создании ВВС Талибана или “Islamic Emirate of Afghanistan Air Force” (IEAAF)
Уже 14 июня 1995 года два МиГ-21 сбили два правительственных вертолета с грузом оружия, что везли его Масуду. Навряд ли в медресе дают навыки пилотирования и обслуживания ЛА. Вот тот же Дустум был вынужден направить своих пилотов учится в Узбекистан пилотированию (1 Су-22 разбился и 1 Ми-верт тоже в процессе учебы). Ну а 3 августа 1995 года МиГ-21 талибов перехватил русский Ил-76 с грузом тоже для Масуда.
Вот вопрос - откуда Миги-21 у талибов взялись ? Бо на Юге они с приходом моджахедов они пришли в негодность. Ответ прост - а это те ЛА, что свое время перелетели в Пакистан, когда государство Наджибуллы развалилось. Пакистанцы также приобрели запасные части для IEAAF и были поставщиками топлива для этих самолетов. Кроме того,завербовали генерала Tanai, люди которго и обслуживали (техники) ЛА IEAAF.
Авиация талибов была не просто активна - ГИПЕРАКТИВНА: 16 октября 1995 бойцы Масуда сбили три МиГ-21 и Ми-8 у н.п.Maydan Shah одномоментно (ПЗРК). 31 октября 1995 два IEAAF МиГ-21 были сбиты под Кандагаром, и еще один над Кабулом. Наконец, 12 ноября два верта IEAAF Ми-8 были сбиты, где едва не погиб сам мулла Омар.
Скажу сразу - несколько раз над Кабулом видели иранские Ф-14 (1995 г.). Ну и наши летали регулярно.
1 ноября 1995 года DGMAF (ВВС Масуда, который напомню - получал помощь от нас и Ирана) пытались уничтожить IEAAF на земле. Но операция провалилась полностью: один Су-22 был сбит (пилота захватили), и другие прервали атаки из-за сильной ПВО вокруг аэродромов талибов (прежде всего, что вблизи Кандагара). К концу ноября Масуда потерял большую часть своих МиГ-21 и Су-22
в бою или из-за отсутствия запасных частей,
и с этого момента IEAAF практически обладал превосходства в воздухе над Афганистаном.
Воздушные удары их Су-22 летом 1996 года вынудили Масуда покинуть Кабул, и помогли наземным частям захватить не только города, но и аэродром Баграм, где захватили последние МиГ-21 и Су-22. Причем бойцы Хекматиара пропустили талибов через свои районы и аэродром захватили врасплох.
Про пилотов надо сказать, что IEAAF, выполнял 30 вылетов в день, или в общей сложности до 160 самолето-вылетов в неделю в конце 1998 года. После контрнаступления Масуда в 1998 г. талибы потеряли 70 процентов своего парка (уничтожили сами в отличии от своих предшественников).
Но самое удивительное - в 2000 IEAAF достигла пика своей эффективности, во время наступления талибов против Taloqan. Но при этом они потеряли 8 МиГ-21 и Су-22, все сбиты SA-14 ПЗРК. Особенно чувствительна была гибель генерала Allahdad (командующий аэродромом в Мазари-Шарифе), чей Миг-21 был сбит 06 августа 2000 г.
Считается, что Аль-Каида передала Талибану на войну 30 млн.долл. - но для авиации (боевой) - это ничтожная сумма. Вклад Пакистана был куда значительней. А вот роль учеников медресе стала ничтожной - к 2001 г. их в живых осталось небольшое количество.
В августе и сентябре 2000 года упоминаются первые регулярные части Пакистанской армии - сначала части спецназа - играли огромную роль в захвате Taloqan. К лету 2001 г. там действовало 3 бата.
Стратегию талибов, например. вырабатывали 10 января 2001 года в Akora Khattak как генерал (в отставке,бывший начальник военной разведки)Hamid Gul и генерал Aslam Beg (от пакистанских вояк), ну и талибы, исламисты - около 30 групп представляли. После совещания, где было принято решение усилить участие пакистанцев с 12 января в Афгагнистан были направлены новые части коммандос и армейские подразделения усиленные артиллерией. Всего около 1500 граждан Пакистана брали участие в БД на Севере Афганистана. Операции разработывал генерал армии Пакистана Saeed Zafar. Кроме него в штаб входили (тут без перевода):PA (Пакистанская Армия)General Tariq Bashir, formerly commander of the 9th Division of the PA; Brig. Momin and Col. Sanaullah from PA's Kohat Division; Col. Hamza of the Pakistan's ISI (military intelligence service); whole "998 Brigade" was replaced by the 996 Brigade (CO Brig. Amjad of Sayawali; the unit was a part of what was called "Charat Commando Division" by the Afghanis), and being placed in reserve; the 117 Brigade was replaced by the 994 Brigade (CO Brig. Faizan Khan of Laki Maroot, Pakistan); and the 625 Artillery Battalion (CO ? Rafique, active PA officer).
Кроме того, бригадный генерал ПА Amjad был назначен губернатором провинции ТАХАР, где координировал работы пакистанских добровольцев на "последний бой" форсировании р.Kokcha. Правда тут все закончилось нре гут - они были наголову разбиты Масудом.
В 2001 году, IEAAF имел 21 МиГ-21 (из которых 8 оперативных и 13 нерабочем состоянии и в основном используется для запасных частей), 17 Su-20/22 (8 оперативных, 9 нерабочем состоянии),пять L-39 (все небоевые). IEAAF обладал также четырьмя вертолетами Ми-24 и 11 Ми-8.
И до куя транспортников, что использовались интенсивно в течении БД
Afghan Air Force 229 SFG1008 An-26
Afghan Air Force 230 SFG1009 An-26
Afghan Air Force 231 SFG1010 An-26
Afghan Air Force 232 SFG1011 An-26
Afghan Air Force 233 SFG1012 An-26
Afghan Air Force 234 SFG1013 An-26
Afghan Air Force 235 SFG1014 An-26
Afghan Air Force 236 SFG1015 An-26
Afghan Air Force 237 SFG1016 An-26
Afghan Air Force 238 SFG1017 An-26
Afghan Air Force 239 SFG1018 An-26
Afghan Air Force 240 SFG1019 An-26
Afghan Air Force 241 SFG1020 An-26
Afghan Air Force 242 SFG1021 An-26
Afghan Air Force 243 SFG1022 An-26
Afghan Air Force 244 SFG1023 An-26
Afghan Air Force 245 SFG1024 An-26
Afghan Air Force 246 SFG1025 An-26
Afghan Air Force 247 SFG1026 An-26
Afghan Air Force 252 SFG1027 An-26
Afghan Air Force 268 SFG1028 An-26
Afghan Air Force 284 AN32021 An-32
Afghan Air Force 301 AN32053 An-32
Afghan Air Force 302 AN32054 An-32
Afghan Air Force 303 AN32055 An-32
Afghan Air Force 304 AN32056 An-32
Afghan Air Force 305 AN32057 An-32
Afghan Air Force 306 AN32058 An-32
Afghan Air Force 307 AN32022 An-32
Afghan Air Force 308 AN32023 An-32
Afghan Air Force 346 AN32059 An-32
Afghan Air Force 353 AN32024 An-32
Afghan Air Force 363 AN32060 An-32
Afghan Air Force 381 AN12235 An-12
Afghan Air Force 382 AN12236 An-12
Afghan Air Force 384 AN12237 An-12
Afghan Air Force 387 4342205 An-12
Afghan Air Force 388 AN12238 An-12
Afghan Air Force 390 AN12239 An-12
Afghan Air Force T-001 87010105 Il-18
Afghan Air Force T-004 SFG1007 An-26
Afghan Air Force T-005 SFG1006 An-24
Транспортники часто использовались как бомбандировщики.
Кадры пилотов IEAAF на время до 50% состояли из бывших офицеров Афганских ВВС Наджибуллы, в то время как остальные 50% были "добровольцами" и "инструкторов" из Пакистана, Саудовской Аравии и Египта.
Главные аэродромы IEAAF были Кабул, Джелалабад, Шинданд, и Кандагар.
Измотав противника беcконечным отступлением, окончательно деморализуем его безоговорочной капитуляцией