Кажется, поляки начали что-то подозревать...
Чудовищное невежество американцев ("Polityka", Польша)
Американцы не знают дат и столиц иностранных государств. Порой они не в состоянии показать на карте даже штаты собственной страны. Тем не менее, большинство лауреатов Нобелевской премии и известных ученых родом именно из Штатов, а не из Азии и Европы
Герман Кейн, надо отдать ему должное, не скрывает своих недостатков. «Если вы спросите меня, кто президент Узбеки-беки-беки-беки-стана-стана, то скажу откровенно: не знаю. А вы знаете?» — заявил он в телеинтервью. Кейн, бывший глава концерна Godfather’s Pizza, борется за выдвижение кандидатом в президенты от Республиканской партии. Еще в одном телеинтервью он сообщил, что Китай «вскоре может создать ядерное оружие», хотя китайцы уже сорок лет обладают им. Уже выяснилось, что он не совсем в курсе, где находится Ливия, кто такие неоконсерваторы, и путает конституцию США с Декларацией независимости. Однако все это совсем не мешает его сторонникам — по данным опросов общественного мнения, в гонке за выдвижение он идет ноздря в ноздрю с Миттом Ромни, считающимся фаворитом, и Ньютом Гингричем. Когда СМИ указывают на оплошности Кейна, его поклонники считают, что чванливые либеральные элиты просто травят чернокожего консерватора.
Американец-невежа
Кейн — крайний случай, но вовсе не единичный. Другой республиканский претендент на высшую должность, губернатор Техаса Рик Перри, которого партия еще недавно считала государственным мужем, ниспосланным Провидением, хвастался на встречах со студентами тем, что в университете получал в основном оценки “D” (три с минусом). Мишель Бахманн, фаворитку Движения чаепития, звезда которой в последнее время померкла, не раз ловили на незнании истории Америки. Сара Пейлин, бывшая в 2008 году кандидатом в вице-президенты, не смогла сказать, что означает «доктрина Буша». Во время теледебатов с Джимми Картером в 1976 году президент Джеральд Форд сказал, что «Польша не находится под советской оккупацией», чем похоронил свои шансы на переизбрание. Во время кампании 2000 года Джордж Буш онемел, когда его спросили кто возглавляет Пакистан, являющийся ключевым союзником США в Южной Азии.
Буш, как и Перри, является продуктом ковбойской субкультуры Техаса. Он закончил Йель, правда с оценками „Gentleman’s C” (удовлетворительными, но невысокими) и прославился тем, что до переезда в Белый дом, вообще не читал книг — только газеты, а, точнее, их спортивные рубрики. Однако исторически-географические оплошности порой допускают и более утонченные, эрудированные и светские политики, окончившие с отличием лучшие вузы. Многие члены Конгресса считают, что Чехословакия существует до сих пор. Даже Барак Обама когда-то приписал американцам изобретение автомобиля.
Комментируя выступления республиканских знаменитостей, популярная фельетонистка газеты New York Times Морин Дауд (Maureen Dowd) заламывает руки по поводу их невежества и сетует на то, что они распространяют культ узколобия. «Угрозой демократии, с которой остается только примириться, являются несведущие избиратели, но ей не должны угрожать несведущие кандидаты», — пишет она. Однако у антиинтеллектуализма в Америке долгая традиция. С самого начала ее существования приобретение знаний — абстрактных и непрактичных — не пользовалось уважением. Престиж яйцеголового интеллектуала — университетского профессора не мог сравниться с престижем человека действия, лучше всего — предпринимателя.
Отношение изменилось в годы «холодной войны», когда правящие круги оценили роль науки в экономике и гонке вооружений, особенно атомных. Во второй половине ХХ века американские университеты, получившие мощные финансовые вливания и усиленные самыми выдающимися эмигрантами из Европы, начали массово производить лауреатов Нобелевской премии. Американцы стали господствовать в точных и общественных науках.
Проблема с картой
Судя по данным опросов, 63 процента американцев в возрасте от 18 до 24 лет не в состоянии найти на карте Ирак, 88 процентов — Афганистан, а 70 процентов — Северную Корею, хотя об этих странах давно трубят СМИ. Несмотря на обилие новостей с Ближнего Востока, три четверти не знает, где находится Израиль или Иран, а 63 процента не имеет понятия о том, где находится Саудовская Аравия. Незнанию карты сопутствует незнание иных стран: например, 75 процентов не в курсе, что подавляющее большинство населения Индонезии — мусульмане, а половина полагает, что в Индии господствует ислам. Паспорт есть только у 22 процентов молодых американцев, так что, может быть, их просто не интересует заграница? Однако оказывается, что они не знают и собственной страны. Половина не в состоянии найти на карте штаты Нью-Йорк, Миссисипи и Луизиана.
Не лучше обстоит дело в США и со знанием истории. Исследования, проведенные в 1999 году среди студентов 55 элитных университетов, показали, что 40 процентов не знают, когда шла Гражданская война (1861-1865), а 56 процентов не смогли сказать, когда президентом был Авраам Линкольн. За 12 лет ничего в этом отношении не изменилось. В начале года журнал Newsweek задал тысяче случайно выбранных американцев несколько вопросов, на которые традиционно должны ответить иммигранты, желающие получить американское гражданство. Почти три четверти не сумели сказать, почему шла «холодная война», а 44 процентам не удалось дать определение Биллю о правах, являющемуся неотъемлемой частью конституции страны.
Нет ничего удивительного в том, что историческое невежество царит в стране, один из величайших авторитетов которой, Генри Форд, сказал, что «история — это дребедень». Но не лучше ориентируются американцы и в современном мире. 29 процентов студентов не знают, как зовут нынешнего вице-президента. Подавляющее большинство молодых людей убеждены, что США предназначают 27 процентов бюджета на помощь другим странам, хотя в действительности на эти цели идет менее 1 процента. Недавно Pew Research Center проводил тест на „News IQ”, то есть информированность на тему текущих событий и проблем. Поскольку молодежь черпает знания из телевидения и все более насыщенного картинками Интернета, некоторые вопросы были проиллюстрированы картами, фотографиями и рисунками. Оказалось, что всего 42 процента американцев сумели правильно выбрать из четырех изображений символ ислама (полумесяц со звездой), 43 процента знают, что республиканцы обладают большинством в Конгрессе, 47 процентов в курсе того, что председатель Верховного суда Джон Робертс — консерватор, и только половине известно число погибших в Афганистане. Лучше удались опрошенным визуальные тесты: большинство сумело распознать фотографии таких деятелей, как Хиллари Клинтон и Муаммар Каддафи.
Для идиотов за неделю
Европейцы знают о мире больше американцев. Опрос, проведенный European Journal of Communications в 2009 году, показал, что, хотя война в Афганистане продолжается уже десять лет, только 58 процентов жителей США в курсе, кто такие талибы. В Великобритании, Финляндии и Дании их сумело идентифицировать гораздо больше респондентов (соответственно 75, 76 и 68 процентов). Порой, когда озвучиваются такие сравнения, мы слышим: зачем янки знать факты о малых странах, которые во много раз меньше американского колосса? Сколько людей в Польше знает фамилию президента Габона или даже Болгарии или ориентируется в истории Эквадора? Однако Америка — отвечают американские публицисты, сетующие на недостаток любознательности у своих соотечественников — остается сверхдержавой, которая волей-неволей играет роль мирового лидера. В XXI веке, в эпоху глобальной экономики, американцы не могут позволить себе ограничиваться проблемами собственного мирка.
Рассуждая о причинах их историко-географического невежества, комментаторы указывают на недостатки американского образования. Географии как отдельного предмета нет в большинстве средних школ (программы отличаются друг от друга, поскольку их составляют местные сообщества); сведения о ней ученики получают на уроках обществоведения. Программы по общей истории, как правило, убоги. Сравнительные международные исследования показывают, что в области академических знаний, в том числе математики и точных наук, американские ученики отстают от своих ровесников из некоторых развитых стран, особенно Северной Европы и Восточной Азии. Уровень американских государственных школ очень неровный; его снижают школы в бедных районах, где живут афро- и латиноамериканцы. Но недостатки образования не объясняют всего — а, может быть, даже мало что объясняют.
Невысокие требования, которые ставятся перед учениками — как правило, дети польских эмигрантов, недавно принятых в школы США, знают больше, чем их американские ровесники — связаны с иной, нежели в Европе и особенно в Азии педагогически-просветительской философией. Там приветствуется дисциплина, вдалбливание правил и определений, энциклопедическое накопление фактов. В Америке с малых лет учат самостоятельному и творческому мышлению и сомнению в авторитетах. Что — как видно из сравнений научных достижений американцев и азиатов, учившихся в своих странах — приносит лучшие результаты.
Кроме того, хотя школы в США несовершенны, они представляют собой только часть образовательной системы, важным элементом которой является перманентное образование. Оно осуществляется на курсах саморазвития, действующих во всех местных сообществах, в профессиональных училищах для взрослых, на интернет-курсах, а также посредством тысяч учебников из серий «То-то и то-то для идиотов» или «Обучись тому-то и тому-то за неделю».
Цена невежества
Винить в невежестве американцев следует не только школы, но и специфические черты американской культуры. На родине современной демократии знание призвано иметь практический смысл, служить подготовке к профессии, а не духовному обогащению человека и подобной ерунде. Со временем к этому прибавилась великодержавная мания величия, ведущая к пренебрежительному отношению ко всему остальному миру.
Мудрые представители элит предостерегают, что США, возможно, еще горько пожалеют об этом. Так, как 11 сентября 2001 года, когда незнание арабского языка агентами спецслужб облегчило успех террористам, и позже, когда отсутствие глубокого понимания Ближнего Востока привело к неудачам в Ираке. В эпоху глобализации — упрекает свою вторую родину Фарид Закария (Fareed Zakaria) — Америка сама должна становиться более глобализированной.
Томаш Залевский — корреспондент РАР в Вашингтоне
http://rus.ruvr.ru/2…08851.html
Отредактировано: Voyager77 - 01 янв 1970