На этапе техпроекта была задана проработка сразу пяти машин на узлах танка Т-95. УКБТМ разрабатывал 1УТШ1 и 2УТШ3, КБТМ - 3УТШ5, 4УТШ4 и 4УТШ5.
Такое странное наименование имело следующую расшифровку:
УТШ – унифицированное типовое шасси
Первая цифра обозначала:
1 – заднее расположение МТУ
2 – переднее расположение МТУ
3 – переднее расположение МТУ с вынесенной кабиной
4 – заднее расположение МТУ с вынесенной кабиной
Цифра в конце – категорию защиты лобовых и боковых проекций на вероятных углах атаки от средств поражения в порядке снижения уровней бронирования. Таковых было пять:
1-я категория защиты – от бронебойных подкалиберных снарядов современных танковых пушек и управляемых противотанковых ракет с кумулятивными боевыми частями;
2-я категория защиты – от бронебойных подкалиберных снарядов малокалиберных автоматических пушек и противотанковых гранат с кумулятивными боевыми частями;
3-я категория защиты – от бронебойных патронов крупнокалиберных пулеметов;
4-я категория защиты – от бронебойных пуль калибра 7,62мм и осколков осколочно-фугасных снарядов;
5-я категория защиты – мне точно не известна, но предположительно, она говорит об отсутствии защиты.
Предполагалось, что УТШ могут быть использованы для создания на их базе:
1УТШ1 – боевой машины поддержки танков БМПТ, машины управления «Нива», боевой машины лучевого оружия БМЛО;
1УТШ2 – БРЭМ типа «Отцепка», мостоукладчика МТУ типа «Гусеница-1», инженерный минный тральщик «Корт», телеуправляемый инженерный минный тральщик ТИМТ типа «Карденит-К»;
1УТШ3 – инженерная машина разграждения ИМР типа «Робот-2»;
2УТШ2 – бронетранспортер тяжелый БТР-Т, общевойсковой командно-штабной машины ОКШМ, боевой машины тяжелой огнеметной системы БМ ТОС, огнеметной бронированной боевой машины ОББМ, подвижный пункт телеуправления работизированного инженерного комплекса преодоления минно-взрывных заграждений типа «Карденит»;
2УТШ3 – бронированной мастерской техобслуживания БМТО, транспортно-заряжающей машины к тяжелой огнеметной системе ТЗМ ТОС, боевая машина коллективной защиты от высокоточного оружия БМЗ ВТО, универсальной системы минирования и разминирования УМЗ;
2УТШ5 – САО и ТЗМ 152мм арткомплекса типа «Мста-СМ»;
3УТШ4 – многоцелевой транспортной машины МТМ, траншейной машины ТМ, котлованной машины КМ;
3УТШ5 – десантного парома машины ДПМ типа ПММ-2, машина обеспечения переправ;
4УТШ4 – путепрокладчик типа «Деррик»;
4УТШ5 – увы, пока не знаю что это L
Полная масса шасси не должна превышать:
1УТШ1 – 42т
2УТШ3 – 38т
3УТШ – 34т
4УТШ – 36т
В состав УТШ входили следующие составные части:
-бронированный корпус со встроенными и навесными элементами защиты (отд.управления, отд.для спецоборудования и расчета и МТО);
-средства управления шасси: ИУС-В, СО-ТО5-Ю, 2шт Акведук Е-25У, Р-174, АПД-195
-средства обеспечения взаимодействия (связь, ориентирование, госопознование) шина данных типа «Манчестер-2»;
-средства обеспечения обитаемости;
-средства противодействия и снижения заметности
- система электромагнитной защиты (СЭМЗ)
- система электроснабжения;
- система защиты от ОМП;
- система ППО;
-моторно-трансмиссионная установка;
-ходовая часть;
-оборудование для подводного вождения (при необходимости) самоокапывания и разминирования (устанавливаемые на шасси), табельное имущество и ЗИП.
Работа шла в тесном взаимодействии двух конструкторских бюро. После разбора итогов первой Чеченской кампании, она вообще получила приоритетный статус. При этом, одновременно предполагалось по аналогии с тяжёлыми УТШ, развернуть работы по аналогичному шасси для гусеничных машин средней весовой категории.
Упоминание этого мне удалось обнаружить в одном из «вкусных» документов Общевойсковой академии ВС РФ. Процитирую:
«С целью устранения выявленных в ходе боевых действий недостатков в развитии ВВТ Сухопутных войск Заказывающим управлениям Министерства обороны совместно с организациями промышленности необходимо:- провести детальный анализ выхода из строя ВВТ в зоне чеченского конфликта по боевым повреждениям и техническим причинам и подготовить план мероприятий по устранению выявленных недостатков;- проанализировать План НИОКР на 1996 год и проект Плана на 1997 год с целью внесения необходимых корректировок в ТТЗ на разрабатываемые и модернизируемые образцы ВВТ Сухопутных войск в части максимального учета опыта боевого применения техники. Рассмотреть возможность постановки новых работ и прекращения работ, потерявших актуальность;- перевести работу по созданию высокозащищенной боевой машины поддержки танков (ОКР "Рамка") в разряд приоритетных;- активизировать работы по созданию единого шасси для семейства боевых и вспомогательных машин массой 30 - 60 тонн на узлах и агрегатах нового танка (шифр "Однотомник"). Развернуть работы по гусеничному унифицированному шасси для машин массой 10 - 25 тонн;- подготовить и направить в Тыл ВС РФ предложения по созданию семейства бронированных машин тылового обеспечения по подвозу боеприпасов, ГСМ, другого военно-технического и тылового имущества, а также эвакуации раненых;- активизировать работы по созданию экипировки и средств жизнеобеспечения военнослужащих, отвечающих требованиям современного боя;- предусмотреть работы по: разработке бетонобойных, зажигательных, осветительных и других типов необходимых выстрелов для всех существующих и разрабатываемых артиллерийских орудий; созданию осколочно-фугасных, зажигательных и дымовых гранат для существующих и разрабатываемых ручных противотанковых гранатометов; разработке боеприпасов (боевых частей) нелетального поражения для использования в миротворческих операциях и локальных конфликтах; конструктивной доработке артиллерийских систем с целью увеличения живучести стволов».Надеюсь, теперь понятно, откуда растут «ноги» у перспективных платформ «Армата» и «Курганец-25», да и прочей армейско-реформаторской движухи?
Казалось бы, при таком отношении военных, промышленность должна была крутиться и вертеться как ошпаренная. Однако наши женерали суетятся покамест болит морда, по которой им надавали. А как только боль утихает и раны затягиваются, они снова и снова кладут болт на новые разработки. Так вышло и с «Однотомником». После замирения с Чечней, денег на новую бронетехнику, тем более вспомогательного назначения у России не осталось. В начале 2000-х годов ОКР была прекращена.
К сожалению, по ряду причин я не могу показать, как выглядели реально-запроектированные машины. Однако, представления о них дают иллюстрации к патентам. Например, к описанию полезной модели к патенту «Комплекс бронированных гусеничных машин» от УКБТМ (Заявка 2006101102/02 от 18.01.2006г.).
Структурная схема комплексаСхема потоков воздуха в МТОБронированная мастерская технического обслуживания с передним МТОРЗСО с передним МТО и вынесенной кабинойТопливомаслозаправщик с задним МТО и вынесенной кабинойВ нем прямо указана аббревиатура УБШ, но описание комплекса строится применительно к узлам и агрегатам танка Т-90. Хотя на самом деле, речь опять же должна вестись о Т-95. Собственно, вся разница заключалась в том, что эскизы в патенте изображены на 6-опрной базе, а реальные проекты – на 7-опорной. Что касается МТО, то в патенте что схемы, что описание хоть завуалировано, но тем не менее касаются реального МТО с двигателем 2В12-3.
Достаточно близкое и реалистичное изображение машин, создаваемых в рамках «Однотомника» мы видим и в омском патенте RU2399856C2 от 20.09.2010 года (заявка 2009100465/02 от 11.01.2009г.) «Унифицированное низкосилуэтное шасси для военных гусеничных машин». Это стало возможным благодаря тому, что уровень секретности к тому времени несколько снизился.
Шасси с передним МТО и вынесенной кабиной вид с бокуШасси с передним МТО и вынесенной кабиной вид с верхуШасси с задним расположением МТО и вынесенной кабиной вид с бокуШасси с задним расположением МТО и вынесенной кабиной вид с верхуПример расположения "полезной нагрузки" (САУ) на шасси обеих типовСтоит добавить, что омские машины имели заводской индекс «Изделие 650» с добавлением к нему соответствующего шифра УБШ.
В заключение, наверное, следует дать оценку проекта. Лично с моей точки зрения, не смотря на «красявость» и внешнюю привлекательность некоторых образцов, реальной, практической пользы от этой ОКР было мало. Я бы назвал ее «работа ради работы». В самом деле, я не понимаю, в чем выгода унификации танка с другими боевыми машинами абсолютно иного назначения и функциональности, и тем более с машинами обеспечения и вспомогательными. Кроме усложнения и удорожания конструкции, такая идея не имеет ровным счетом никакого рационализма. Ну в самом деле, зачем создавать какой-то комплекс машин, если унифицированным у него будет только одна силовая установка. Честнее было бы это МТУ обозвать «унифицированным МТО» и ставить туда, где необходима такая мощность. Да и сама жизнь нам дает хорошие примеры. Вот САО 2С35 – знаменитая теперь «Коалиция-СВ» - отчего она базируется на шасси, изготовленном на платформе Т-90А? Ведь первоначальный замысел был поставить систему на шасси «Арматы»!
Да все потому, что «Армата» до сих пор не готова. Не отработана. Имеет низкую надежность. Но высокую стоимость. «Уралтрансмаш» создал прекрасное шасси на серийных узлах и агрегатах. Если бы артиллеристы ждали, когда разродятся наши танкисты, то новую «самоходку» мы бы увидели только в 22 веке.
По материалам:
1. Электронный документ Общевойсковой Академии ВС РФ «Война в Чечне». Раздел «Общие выводы. Порядок использования полученного опыта в боевой подготовке.» Подраздел «Уроки и выводы». 24.04.2004г (материалы конференции?) Автор: возможно Терентьев Виктор Петрович
2. Описание полезной модели «Комплекс бронированных гусеничных машин» от УКБТМ. Заявка 2006101102/02 от 18.01.2006г.
3. Патент РФ RU2399856C2 от 20.09.2010 года «Унифицированное низкосилуэтное шасси для военных гусеничных машин».
https://zen.yandex.r…?from=feed