Цитата: marrakesh от 16.03.2020 02:06:37Зачем же так проектировать?
Термообработка выполняется для:
1. Снятие внутренних напряжений. Они случаются после сварочных работ, штамповочных, кузнечных, других операций по термообработке;
2. Повышение твердости. Чуть более мягкую сталь обрабатывать проще. Или надо получить твердую корку, сохранив мягкую сердцевину /кстати, гетерогенная броня именно так и получается: мягкую броню термообрабатывают - закаливают - только с одной стороны: одна сторона становится твердой, вторая остается мягкой/. Обычно после закалки надо снимать внутренние напряжения;
3. Изменение структуры стали - всякие там мартенситы, перлиты, аустениты... Состав стали один, детали вроде один в один, а "работают" по-разному - структура стали разная бывает... После этой операции тоже снимают внутренние напряжения. Или выполняют комбинированную термообработку - одновременно меняют структуру стали и снимают возникшие напряжения /в том числе и до этой операции/;
4. Изменение состава стали в поверхностном слое /например, цементация - насыщение углеродом поверхностного слоя/...
Плюс нагрев для выполнения операции. Например, мощные пружины навивают именно достаточно серьезно разогрев пруток. После навивки и остывания надо обязательно снять внутренние напряжения... Бывает, что не один раз снимать надо.
Что сходу вспомнилось...
Теперь практический пример.
Вот /чтобы в рамках темы/ берем лист брони. После разливки и прокатки это обычная гомогенная броня. Одну ее сторону надо разогреть выше одной из точек Чернова /насколько помнится, первой точки/ и быстро охладить, при этом другая сторона не должна нагреться выше этой точки - лист стал гетерогенным: лицевая сторона стала твердой и хрупкой, внутренняя осталась мягкой и вязкой, в теле листа - плавный переход. Но внутри листа появились внутренние напряжения - их надо снимать. Иначе потом готовое изделие поведет.
Лист нарезали и сварили корпус бронемашины. В толще брони опять появились напряжения - их надо снимать. Иначе изделие или поведет или, если корпус получился жестким, разорвет - появятся трещины...
Литье - на одном участке. Прокатка - на другом. Термообработка - минимум два разных участка: печи для листа и для корпуса целиком нужны разные, с разным режимом нагрева. Порезка - совсем другой участок... После порезки, бывает, еще мехобработка различных посадочных отверстий /скажем, в борту корпуса танка очень немало точных посадочных отверстий, не под лючки/... И между всеми участками детали надо будет возить... После мехобработки - обеспечивая сохранность базовых поверхностей.
Как ни крути, но другие способы получения корпуса бронемашины дадут результат хуже. Во всяком случае на текущем уровне развития технологий.