Скрытый текст
1 июня 1939 года лётчик-испытатель Ганс Зандер совершил первый полёт на первом прототипе истребителя FW190 (бортовой код D-OPZE), разработанного в конструкторском бюро фирмы «Фокке-Вульф» под руководством Курта Танка.
Хотя этот самолёт сыграл огромную роль в истребительной и штурмовой авиации Люфтваффе, он всё-таки не смог отодвинуть Bf109, разработанный Вилли Мессершмиттом с лидирующей позиции самого массового самолёта германских ВВС. Следует отметить, что «вюргер», как назвали этот истребитель в Люфтваффе, в отличие от Bf109, с самого начала создавался для решения нескольких задач, что и обусловило его универсальность. FW190 использовался в качестве фронтового истребителя, перехватчика в системе ПВО Рейха, истребителя-бомбардировщика, штурмовика, разведчика, а также в качестве самолёта наведения в составных системах «Мистель».
Безусловно, для лётчиков антигитлеровской коалиции FW190 и его развитие FW190D и Та152 оказались чрезвычайно неприятными сюрпризами. Очень скоростной, весьма вёрткий (угловая скорость крена почти равна таким истребителям 4-го поколения как Су-27 и F/A-18!), хорошо вооружённый и довольно-таки живучий немецкий истребитель оставался чрезвычайно опасным противником до самого конца войны. В момент же своего появления он, как и Bf109, вполне мог претендовать на звание «короля воздуха».
В то же время, обладая выдающимися характеристиками в момент своего создания и принятие на вооружение строевых частей, FW190 при этом имел и вполне определённые недостатки, которые препятствовали его эффективному применению в качестве штурмовика. Он имел плохой обзор вперёд-вниз, а при подвеске бомб суммарной массой около 500 кг самолёт становился очень неустойчивым в полёте и норовил сорваться в штопор даже на пологих разворотах. Если для истребителя высокая скорость пикирования являлась достоинством, то для штурмовика – недостатком, так как резко возрастала величина просадки при выходе из пике, из-за этого пилотам «вюргеров» приходилось сбрасывать бомбы с заметно большей высоты, чем «штукам», что резко снижало эффективность их ударов.
При использовании в качестве истребителя-бомбардировщика его крейсерская скорость с бомбами на внешней подвеске снижалась до диапазона, в котором летали двухмоторные самолёты, несшие заметно большую нагрузку во внутренних бомбоотсеках.
И всё же в целом появление FW190 оказалось заметным явлением в Истории Авиации.