Цитата: Салон62 от 01.08.2019 19:00:44Начальника НИИ ВВС Филина А.И. расстреляли:\n\nhttp://авиару.рф/aviamuseum/av…ivanovich/
Да, к сожалению. И кое-кого ещё вместе с ним.
Но проблема с показательной чисткой накануне войны командования ВВС РККА и НИИ ВВС, в частности, в реальности не так проста как это кажется.
Постараюсь объяснить свою позицию по данному вопросу.
Познакомится со следственными документами НКВД по данному вопросу пока ещё невозможно.
Дела в архиве ФСБ выдают исключительно родственникам репрессированных.
Да и то только те, которые касаются лично их. Т.е. целиком дела по НИИ ВВС 1941 года не видел никто даже из них!
Если принять, так сказать, априори, что Филин и другие не виноваты, то возникает следующий вопрос:
Почему никто из родственников этой группы репрессированных до сих не написал хоть где-нибудь хорошую статью, опровергающую обвинения, с цитатами из документов, которые он мог бы прочитать в архиве ФСБ?
Ведь фактически статья сына летчика-испытателя Максимова, на которую тут молится
или дрочит "Техник", крайне слаба. Там написана масса глупостей и продолжить её размазывать тут проблемы нет никакой.
Чисто для примера.
Цитата:
Не отработана ВМГ самолёта, полёты выше 5500м не производилось.Конец цитаты.
Ист.
http://www.uhlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2007_03/p3.phpДа, НИИ ВВС вправе указать на этот недостаток А.С.Яковлеву, как главному конструктору прототипа нового истребителя И-26.
Но сразу возникает первый вопрос, а кто является разработчиком двигателя М-105П?
Ответ известен: ОКБ В.Я.Климова!
Можно задать и второй вопрос:
На каких серийных самолётах к середине 1940 года применялся мотор М-105?
Ответ известен: ни на каких! Нет таких самолётов.
Замечу, что в лётных испытаниях этот мотор участвует с 1937 года и всё время неудачно. Иначе говоря мотор нуждается в доводке. А его доводка идёт тяжело, так как, одновременно с улучшением его отдельных узлов, конструкторы пытаются повысить удельные характеристики нового двигателя. Совмещать эти два процесса было не просто даже разработчикам Великобритании, Германии, Франции и США.
Разработкой и выпуском масло- и водорадиаторов ОКБ А.С.Яковлева тоже не занимается. Их выпускают заводы авиационного оборудования. В ассортименте их продукции под опытный мотор радиаторов пока нет. Они все опытные и делаются "на коленках" в ОКБ В.Я.Климова.
Пушечный мотор Климова предложил Яковлеву поставить на истребитель сам Сталин. Записка об этом обнародована ещё в 60-е годы!
И какие претензии могут быть к товарищу Яковлеву по данному вопросу?
Точно также отметаются претензии по поводу отсутствия на истребителе радиостанции.
Причина проста - завод радиоборудования, выпускавший РСИ-3, хронически срывал план по поставкам радиостанций. Причём не только приёмо-передающих станций, но даже просто приёмников! Причём нехватка РСИ-3 была такой, что ни одно КБ, разрабатывавшее новые истребители в 1939-1940 годах не получило ни одной радиостанции! Первые четыре прототипа И-200 тоже их не получили, в чём может убедиться любой желающий, открыв книгу Медведя и Хазанова.
Та же самая ситуация была с радиостанциями для бомбардировщиков.
Разбирался вопросом с выпуском радиостанций лично Берия!
Но вернёмся к "делу авиаторов".
Вообще, конечно, картина маслом выглядит странно: вроде бы имеется масса невинно осуждённых высокопоставленных офицеров ВВС, но все детали "дела авиаторов" почему-то не раскрываются. Только отдельные эпизоды, которые в массе своей, её не проясняют, а ещё больше запутывают.
Да, архивы ФСБ закрыты.
Но дело в том, что прежде чем посадить Рычагова, Смушкевича, Филина и других на скамью подсудимых, было проведено расследование самим Наркоматом Обороны.
И в этой связи слова сына Максимова о том, что комиссию возглавил
"некто в/инженер 1р. Орехов, являвшийся всего лишь работником Управления кадров ВВС" (Ист.
http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2007_04/p8.php ), откровенно говоря смешны.
Во-первых, как не крути, но он - военинженер 1 ранга!
Отец Максимов был военинженером 2 ранга.
Во-вторых, то, что автор статьи не нашёл списка членов комиссии - с учётом массы подтасовок в его работе! - ни о чём не говорит. Скорее всего, нашёл, но решил не озвучивать, так как в её состав входили весьма и весьма авторитетные специалисты. Например, Начальник ГУ ВВС РККА генерал-лейтенант авиации Жигарев и - что особенно ценно! - Начальник ЛИИ ЦАГИ М.М.Громов. Кстати, это он -
несмотря на все недостатки И-26-II! - подписал решение о передаче этого самолёта на Госиспытания, ознакомившись с будущим Як-1 в полёте. Замечу, что Михаил Михайлович был очень грамотным специалистом и в своих оценках опытных самолётов никогда не ошибался. НИКОГДА!
Собранная Народным Комиссариатом Обороны комиссия рассмотрела факты, вскрытые НКВД. А фактов НКВД накопало очень много. Причём, во всех областях деятельности ВВС, начиная от хозяйственной (точнее, бесхозяйственной) и заканчивая массой грубейших просчётов в области разработки новой техники!
И все эти факты были обнародованы в не слишком узком кругу на расширенном совещании УВВС.
Там всплыла масса вопросов.
Например, с какой целью проталкивались на вооружение истребителей пушки Курчевского с низкой начальной скоростью снаряда?..
Почему НИИ ВВС в 1938 году, при наличии освоенной в серийном производстве автоматической пушки ШВАК, выдал тактико-техническое задание на перспективный фронтовой истребитель с вооружением из двух пулемётов нормального калибра и одного крупнокалиберного?..
Почему ничего не делалось с целью хотя бы восстановления первоначальной центровки модернизируемого И-16?..
Почему после получения первых хороших результатов испытаний наших серийных самолётов с германскими воздушными винтами эта работа не была продолжена?..
Это далеко не полный перечень претензий!
И возразить на эти обвинения тому же Филину было нечего! Да и остальным - кто потом попал на скамью подсудимых - тоже.
Другое дело, что швыряться такими кадрами в то время, конечно, было нельзя.
Но время было суровое. Не зря сказано, о времена, о нравы!..
Отредактировано: ФЦСО - 04 авг 2019 22:48:43