Старый Хрыч | |
21 янв 2021 22:13:23 |
Цитата: Technik от 24.09.2022 19:51:25Я на ИЛС ничего подобного при стрельбе НРС с кабрирования не видел, так что не обессудьте. Вы описали бомбометание с кабрирования - ну так это все давным-давно известно. Покажете ИЛС с такими метками при НРС - тогда и поговорим.
Цитата: А75 от 26.09.2022 00:35:22Я бы сказал, что еще на Су-7Б...
Цитата: osankin от 26.09.2022 01:03:41Возможно, но соответствуюший запрос в инете этого факта не подтверждает.
ЦитатаПрименение ядерной бомбы с самолета Су-7Б. Видео.
Благодаря кинофильму "Дни летные" и журналу "Авиация и время" №5 за 2011 год мы уже знакомы с советским истребителем-бомбардировщиком Су-7БМ, имеющим узел подвески ядерной бомбы. Но там фигурировал просто узел подвески, без бомбы.
Советский учебно-пропагандистский фильм "Ядерное оружие в готовности к применению" запечатлел процесс применения спецбоеприпаса РН-28 с борта ранней модификации самолета Су-7Б на атомном полигоне. Посмотреть на него сегодня есть возможность и у нас. Звук тихий, так что делайте громче.
А вот как описывает процесс использования бомбы журнал:
"На самолет установили прибор для бомбометания с горизонтального полета и кабрирования ПБК-1, а также оборудование для применения ядерной бомбы типа РН-28. Она создавалась на базе самого малогабаритного заряда того времени РДС-9 мощностью 5 кт. Вес изделия 480 кг. Бомба подвешивалась на левый подфюзеляжный пилон, оборудованный специальным разъемом. Взрыватель РН-28 настраивался на высоты подрыва от 0 до 250 м. Тормозного парашюта бомба не имела.
ПБК-1 представлял собой электромеханический вычислитель момента сброса авиабомбы — аналог американской системы маловысотного бомбометания LABS. В горизонтальном полете пилот включал ПБК в момент пролета некого ориентира в районе цели или при визировании этого ориентира через прицел. По истечении заданного промежутка времени прибор начинал подавать звуковые и световые сигналы, по которым летчик нажимал кнопку сброса. Промежуток времени устанавливался еще на земле по специальным таблицам, в зависимости от типа боеприпаса, высоты и скорости полета. Учет ветра производился летчиком непосредственно в полете путем ввода соответствующей поправки.
Бомбометание с кабрирования выглядело сложнее. После включения прибора, по истечении заданного времени, ПБК давал предварительный сигнал на включение форсажа и ввода самолета в полупетлю, а уже в ходе набора высоты, при угле кабрирования 45–60", появлялся сигнал на нажатие боевой кнопки. Бомба отделялась от самолета и по инерции продолжала лететь вперед по баллистической траектории, в то время как Су-7Б делал полупереворот и летел в обратном направлении.
Для увеличения точности бомбометания включение ПБК должно было производиться автоматически. В этом случае ориентиром служил маркерный радиомаяк, который доставлялся в район цели диверсионно-разведывательными группами.
В «арсенале» ПБК-1 имелся и более экзотический прием бомбометания, который американцы в свое время прозвали «через плечо» или «идиотская петля». В этом случае ориентиром на включение служила сама цель. Летчик включал прибор над целью и тут же начинал резкий набор высоты. Бомба отделялась от самолета при угле кабрирования 80-130’ и по инерции летела почти вертикально вверх. Самолет выходил из полупетли и с пикированием «чесал» как можно быстрее и дальше. Под действием силы тяжести бомба меняла направление своего движения и начинала практически отвесное падение. Вот тут-то и пригодился бы тормозной парашют, но конструкторы рассчитывали на небольшую мощность боеприпаса и разгонные характеристики Су-7Б, которые оставляли летчику довольно высокие шансы на выживание."
Цитата: osankin от 26.09.2022 00:03:30Бомбометание с кабрирования было освоено ещё на Су-17.
Цитата: Салон62 от 26.09.2022 07:05:14А-я-яй, библиотекарь, как не стыдно...ЦитатаПрименение ядерной бомбы с самолета Су-7Б. Видео.
Благодаря кинофильму "Дни летные" и журналу "Авиация и время" №5 за 2011 год мы уже знакомы с советским истребителем-бомбардировщиком Су-7БМ, имеющим узел подвески ядерной бомбы. Но там фигурировал просто узел подвески, без бомбы.
Советский учебно-пропагандистский фильм "Ядерное оружие в готовности к применению" запечатлел процесс применения спецбоеприпаса РН-28 с борта ранней модификации самолета Су-7Б на атомном полигоне. Посмотреть на него сегодня есть возможность и у нас. Звук тихий, так что делайте громче.
...
ЦитатаСтране срочно требовался тактический сверхзвуковой носитель ядерной бомбы, поэтому одновременно с доведением самолёта началось его серийное производство. Ещё до завершения совместных госиспытаний и принятия Су-7Б на вооружение 126-й завод успел построить больше сотни серийных машин.
В ходе испытаний обнаружились многочисленные боевые недостатки самолёта. Первый и самый главный — отсутствие на борту специальных систем, обеспечивающих прицельное бомбометание с горизонтального полёта и с кабрирования. Установленный на борт «истребительный» прицел АСП-5НМ мог только помочь при стрельбе неуправляемыми ракетами, пушками или при сбросе бомб в пологом пикировании, но и тут слежению за целью мешала штанга ПВД.
...
Главный недостаток устранили в 1963 году. На самолёт установили прибор для бомбометания с горизонтального полёта и кабрирования — ПБК-1 и оборудование для применения ядерной бомбы типа РН-28. Она создавалась на базе самого малогабаритного заряда того времени РДС-9, мощностью 5 кт. Вес изделия — 480 кг. Бомба подвешивалась на левый подфюзеляжный пилон, оборудованный специальным разъёмом. Взрыватель РН-28 настраивался на высоты подрыва от 0 до 250 м. Тормозного парашюта бомба не имела.
ЦитатаИменно на Су-17-х стал практиковаться сброс ядерной бомбы с кабрирования (бомбометание с полупетли ). Самолёт выполнял полупетлю, сбрасывая бомбу в положении около 90 градусов, после чего лётчик включал форсаж и на большой скорости уходил назад от эпицентра взрыва. Для имитации спецбоеприпаса была разработана бомба ИАБ-500 , дававшая характерную световую вспышку и дымный «гриб».
Цитата: DMAN от 26.09.2022 09:18:55
Цитата: А75 от 26.09.2022 09:54:23И?
Серийное производство 17-го (самого первого) началось только в 1969 году. Соответственно на Су-7Б применение с обсуждаемого вида маневра отрабатывалось к тому времени уже ~ 6 лет.
Цитата...
Коренным образом было обновлено и прицельное оборудование самолета. Вместо "заслуженного" АСП-ПФМ-7 самолет Су-17М2 комплектовался новейшим на то время автоматическим стрелковым прицелом АСП-17. Он был разработан в киевском ЦКБ "Арсенал" под руководством А. Борисюка для перспективных ударных самолетов и обеспечивал надежное и точное прицеливание при бомбометании и стрельбе по воздушным или наземным целям из пушек или пуске НАР (попросту говоря, прицел автоматически выдавал текущее положение прицельной марки, в зависимости от полетных параметров показывая - куда попадет пущенный в данный момент снаряд или сброшенная бомба). По сравнению с предшествующими образцами, АСП-17 являлся более "умным" устройством, решавшим прицельную задачу и вырабатывавшим необходимые поправки с учетом дальности до цели, высоты и скорости самолета, угла сноса, крена и тангажа машины. Одной из важнейших особенностей АСП-17, в отличие от предшественника, являлось то, что поправки на стрельбу вырабатывались не "вслепую" гироскопом головки, а аналого-цифровым вычислительным устройством, входящим в комплект прицела. Кроме того, прицел мог быть использован как коллиматор при бомбометании с пикирования или горизонтального полета при установке угловых поправок вручную. Отличительной особенностью этой, без сомнения, этапной разработки являлись:
- постоянная видимость летчиком подвижной марки прицела при любых перегрузках (у АСП-ПФМ-7 она уходила из поля зрения летчика уже на перегрузках 1,8 - 2,0);
- введение трех способов прицеливания и трех установок угловых поправок, что упрощало задачу летчику при атаке целей различных типов (воздушной или наземной, подвижной и неподвижной);
- вывод на отражатель прицела всей необходимой прицельной информации, включая значение крена, шкалу текущей дальности до цели и сектор эффективной дальности (начала и конца стрельбы), что позволяло летчику не отвлекать взгляд от объекта в ходе атаки (прежде необходимые показания были рассредоточены по приборам, что вынуждало летчика отрываться от прицела, отвлекая внимание, и было неудовлетворительно по безопасности полетов);
- соответствие прицела эргономическим требованиям благодаря видимости подвижной марки во всем диапазоне ее отклонения за счет ручной перестановки отражателя прицела (предусматривалось 11 положений) без изменения посадки летчика (тот мог настроить положение отражателя прицела сообразно своему росту и удобному размещению на рабочем месте).
Для решения задач бомбометания в условиях визуальной видимости цели Су-17М2 оснащался новым прицелом бомбометания с кабрирования ПБК-3-17С. Он был связан с прицелом АСП-17, управляя его прицельной маркой в некоторых режимах бомбометания, сообщая о подготовке и начале ввода самолета в кабрирование, а также выдавая сигналы на автоматический и ручной сброс бомб. В комплексе с АСП-17 прицел обеспечивал точный сброс бомб в девяти режимах (вместо четырех на ПБК-2КЛ), из которых принципиально новыми и дававшими большую точность являлись: бомбометание с пикирования, с горизонтального полета по углу сброса и на выходе из пикирования. Положительно сказалось на точностных характеристиках бомбометания, по сравнению с предшественником, также автоматическое и непрерывное поступление в его вычислитель информации о скорости и направлении ветра, сносящего бомбы (ранее эти данные устанавливалась вручную на земле); данные об угле крена и тангажа самолета вводились от инерциальной курсовертикали ИКВ, а расстояние до объекта атаки задавалось от дальномера "Фона" непрерывно и с большой точностью. Отработка прицела ПБК-3-17С, в числе прочих, велась на самолетах Су-17M2 № 04-06 и № 03-10.
Серьезным недостатком прицельного оборудования самолетов Су-17 и Су-17М являлось то, что определение наклонной дальности до наземной цели (сущность термина нетрудно уяснить, представив картину атаки самолетом цели и линию прицеливания в пространстве, тянущуюся к объекту по наклонной) производилось летчиком визуально или при помощи вычислителя прицела, специальный блок которого позволял вычислять расстояние "геометрическим" способом, по значению барометрической высоты и углу пикирования самолета. Дальность до цели, в свою очередь, является главнейшей "вводной" при решении прицельной задачи (достаточно вспомнить хотя бы прицельную планку автомата Калашникова). При этом ввод высоты от барометрического высотомера в условиях холмистого или гористого рельефа местности, изменения атмосферного давления в районе цели и неучета поправок на его динамическое запаздывание приводил к недопустимому увеличению ошибок в определении дальности и момента открытия огня. В результате точность поражения цели, особенно малоразмерной, оставляла желать лучшего. Радиодальномер, достаточно эффективный при работе по воздушным целям, оказался практически непригодным при действии по наземным объектам из-за их неконтрастности на местности и помех от земной поверхности. Для преодоления этой проблемы требовалось применить новые технические решения, и они были найдены.
ЦитатаКто может просветить: насколько часто оно применялось в какие периоды, против каких целей и какова была его эффективность?
У нас бомбометание с кабрирования считалось стандартным способом применения спецбоеприпасов на Су-7Б который был оснащен специальным прицелом для этого вида бомбометания. Точность несколько хуже чем с более простых видов маневра однако позволяет работать не заходя в зону объектовой ПВО малой дальности.
Цитата: сапёрный танк от 24.09.2022 12:23:43Пилоты летают в НАТО, на паксовозах, а в ВКС России - лётчики.