В последние два десятилетия ведущие производители авиационной техники разработали морские патрульные самолеты на базе турбовинтовых авиалайнеров. В частности, итальянский
концерн Leonardo создал ATR 72MP на основе гражданского самолета ATR 72, шведская компания Saab — Swordfish на пассажирском самолете Q400, а европейский концерн Airbus — C-295MSA на турбовинтовом военно-транспортном самолете C-295 Casa. Разработки в данной сфере ведут американские компании Boeing и Lockheed Martin. Вышеупомянутые самолеты являются достаточно популярными на рынках региональных морских стран, которые не располагают средствами для закупки морских патрульных самолетов большого радиуса действия, аналогичных P-8A Posedon производства Boeing, но у которых существует необходимость постоянного контроля морских границ и своих территориальных вод. Согласно ряду оценок, общий объем рынка морских патрульных самолетов, выполненных на базе турбовинтовых авиалайнеров, составляет более $10–12 млрд до 2030–2035 годов.
До недавнего времени Россия располагала только одним средним морским патрульным самолетом, в частности Ил-38Н разработки "Ильюшина" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию госкорпорации "Ростех"). В связи с недостатком современных гражданских авиалайнеров малой и средней взлетной массы, оснащенных турбовинтовыми двигателями, каких-либо новых отечественных моделей в данном сегменте не появлялось. Решение начать производство пассажирского самолета Ил-114-300 с
российским двигателем позволит радикально изменить сложившуюся ситуацию.
Необходимо отметить, что пандемия коронавируса нового типа (COVID-19) показала ценность морских патрульных самолетов при ликвидации чрезвычайных ситуаций. В частности, в мае 2020 года морской патрульный самолет Ил-38SD Военно-морских сил Индии совершил перелет с авиабазы Гоа на юге страны в Нью-Дели и доставил жизненно необходимый груз медицинских масок и лекарств. Этот случай стал одним из наиболее известных примеров применения авиационной техники российского производства в борьбе с коронавирусом.
Новый игрок на рынке
ППК "Касатка-Э", который демонстрируется на МАКС-2021, стал первым отечественным морским патрульным самолетом, выполненным на базе среднего турбовинтового авиалайнера.
Одной из основных отличительных черт комплекса является модульность — "Касатка" представляет собой набор оборудования и датчиков, который может устанавливаться практически на любой летательный аппарат в различных конфигурациях. "Поисково-прицельный комплекс "Касатка" — это масштабный проект, который заключается в интеграции всевозможных элементов современного оборудования на борт любого носителя: самолета, вертолета, экраноплана, беспилотника. Состав оборудования "Касатки" внушителен: радиолокационные, магнитометрические, электронно-оптические, радиогидроакустические и другие системы, обработку данных с которых ведет информационно-управляющая система на базе современной вычислительной платформы", — сообщил ТАСС в ходе МАКС-2021 исполнительный директор "Радар ммс" Иван Анцев.
Искусственный интеллект для "Касатки"
По сравнению с аналогами на рынке "Касатка" обладает уникальным программным обеспечением (ПО), выполненным с широким применением компонентов искусственного интеллекта и нейросетей. Это позволяет своевременно и глубоко обрабатывать полученные от сенсоров данные прямо на борту самолета. "Программное обеспечение комплекса "Касатка" построено по самым современным принципам с применением искусственного интеллекта и нейроаналитики. Благодаря применению искусственного интеллекта в ППК "Касатка" заложены технологии, обеспечивающие самообучение", — проинформировал Анцев. По его словам, "Касатка" регулярно проходит модернизацию, в ходе которой в комплекс интегрируются современные технологии в области обработки информации, графики, картографии, а также новая аппаратура.
Новый самолет предназначен для выполнения широкого круга задач. В их числе — мониторинг земной и водной поверхностей, экологический мониторинг, обнаружение подводных и надводных объектов, обеспечение защиты морских коммуникаций, контроль за морской экономической зоной, а также поисково-спасательные работы.
Комплекс "Касатка" также отличается открытой архитектурой и унификацией к различным носителям. "Основа комплекса — информационно-управляющая система с применением искусственного интеллекта, причем не к отдельным видам оборудования, а ко всему комплексу. Математическая платформа обрабатывает разноспектральную информацию с различных датчиков и обеспечивает ее комплексирование, обработку и формирование планшета тактической обстановки на индикаторах операторов. Это непростая задача, но мы ее на сегодняшний день освоили и успешно развиваем", — добавил Иван Анцев.
"Касатка" для любого борта
Благодаря унифицированным протокольными решениям "Касатка" может устанавливаться на широкий спектр носителей. "Касатка" может быть установлена на любой носитель и позволяет интегрировать в комплекс любое оборудование. Конечный состав и функционал комплекса определяются задачами, которые ставит перед собой заказчик, а также массогабаритными характеристиками носителя: к примеру, вертолет "Ансат" может нести один состав оборудования, а самолет Бе-200 — другой", — сообщил Иван Анцев.
Некоторые подсистемы, входящие в состав "Касатки", могут устанавливаться и на беспилотные летательные аппараты БЛА. "Отдельные элементы комплекса, такие как магнитометрические системы, мы успешно устанавливаем на беспилотные воздушные суда для проведения геофизических исследований. К настоящему времени нами совместно с различными заказчиками успешно выполнен обширный пласт работ по геологоразведке", — добавил он.
Ил-114-300 с "Касаткой"
Одним из наиболее универсальных носителей комплекса "Касатка" является самолет Ил-114, так как на эту машину комплекс может быть интегрирован в полном объеме и в различных модификациях. "С учетом планируемого выхода в серийное производство нового турбовинтового лайнера Ил-114-300, который представлен на МАКС-2021, "Касатка" обретает перспективный носитель и высокий экспортный потенциал. Ил-114-300 может быть исполнен как для решения задач гражданской авиации, так и в модификации со специальным оснащением под выполнение различных патрульных, мониторинговых и поисковых задач", — проинформировал Анцев.
Самолет Ил-114-300 отличается экономичностью в обслуживании, неприхотливостью к качеству взлетно-посадочной полосы, посадкой на проработанное лыжное шасси, а также возможностью эксплуатации на разных высотах и в широких диапазонах температур, в том числе в условиях Арктического региона. "Характеристики самолета позволяют ему длительное время находиться в воздухе (около 11 часов). Эта способность к продолжительному барражированию крайне удобна для использования в целях патрулирования водных и сухопутных границ, различных видов мониторинга, поисковых операций", — добавил Анцев.
Как отметил исполнительный директор "Радар ммс", интерес к "Касатке" проявляют как внутренние, так и иностранные потенциальные заказчики. "Мы демонстрируем им весь спектр задач, решаемых комплексом, и весь функционал "Касатки" на примере летающей лаборатории на базе самолета Ил-114 в экспериментально-боевом применении на полигонах и в условиях реального решения задач. Также в интересах экспортных заказчиков мы рассматриваем установку комплекса на новый Ил-114-300", — подытожил Иван Анцев.
Дмитрий Федюшко