Тред №1041886
новая дискуссия
Дискуссия
150
А теперь краткий пересказ "кусками" (скептики один фик читать не будут):
Космонавтика обладает основными признаками технического донора. Она – науко- и затратоемкая отрасль. Программа развития космонавтики обычно общегосударственная, длительное время действующая и оказывающая стимулирующее влияние на экономику страны. Она направлена на поиски принципиально новых научно-технических решений и технологий, проведения большого объема НИОКР, в то время как серийное производство на уровне получения конечной продукции существенно ограниченно.
В реализации космической программы участвуют не только крупные фирмы, которые не все могут сделать на наивысшем научно-техническом уровне из-за широкой номенклатуры производимой ими продукции, но и средние и мелкие, которые, как правило, узкоспециализированы на решение той или иной проблемы с целью получения наилучшего возможного решения. Выполнив заказ по космической программе, они незамедлительно переносят полученные достижения на производство «земной» продукции, на выпуск товаров и услуг, увеличивая этим темпы научно-технического прогресса.
Большое внимание в развитых странах уделяется осуществлению передачи достижений космонавтики в земные отрасли техники. Считают, что космическая технология, возникшая в ходе исполнения программ, важное национальное достояние, которое не должно уйти «в песок». Ее необходимо многократно использовать для получения новых земных технологий, продуктов и услуг.
Однако превращение возможности в конкретные дела требует определенных организационных усилий по «проталкиванию» космических технологий в земные отрасли. С этой целью, например, в рамках НАСА еще в 1962 г. было создано подразделение под названием «Отделение по перемещению космической технологии в земные секторы экономики». Тем самым аэрокосмическая организация, какой является НАСА, взялась заниматься сугубо земными делами; как показал двадцатипятилетний опыт, такая ориентация оправдала себя.
НАСА, как известно, специально не разрабатывает технологии для земных отраслей. Но ее специалистам вменено в обязанность при разработке космических технологий в каждом случае прорабатывать вопрос о возможности ее использования в земных отраслях и о том, что для этого надо сделать конкретно.
Для «проталкивания» космических технологий используется несколько способов. Они направлены на индуцирование у представителей деловых кругов заинтересованности в применении космической технологии в своем производстве. Заслуживает внимания деятельность так называемых инспекторов внедрения космической технологии. Большая роль отводится печатным информационным изданиям. Не последнюю роль играют и экономические рычаги. Как правило, космическая технология передается безвозмездно или продается за символическую цену – 1 цент.
Инспектор внедрения – новая специальность, рожденная полетами в космос. Он – кадровый сотрудник НАСА. Инспектор придается или вводится в состав разработчиков космической технологии (для нужд НАСА) еще до начала или в самом начале работ. Он непосредственный разработчик новой технологии на ранних стадиях ее создания и активный внедритель этой технологии в земные отрасли после. Его задача – в процессе разработки основное усилие уделять поиску потенциальных земных отраслей, где разрабатываемая технология может найти применение. Он определяет, что надо для этого сделать, где и с какого этапа необходимо ввести дополнительное ответвление в работах для получения новых качеств, свойств и каких именно. Возможно и такое: в процессе создания новой технологии разработчики приходят к выводу, что она по каким-либо причинам не представляет интереса для космической программы, и прекращают работу. И в этом случае инспектор продолжает усилия по поиску путей ее доработки с целью использования в земных отраслях. Он извещает заинтересованные фирмы о наличии потенциально полезной для них технологии, «уговаривает» фирмы взяться за ее внедрение и осуществляет всю необходимую работу по передаче документации.
Эффективно справиться со сложным процессом передачи технологии в земные отрасли инспектору помогают развернутые в стране специальные внедренческие агентства НАСА. Их работу направляет Центр по научной и технической информации. Центр и агентства координируют действия инспекторов на местах. Ими издается и распространяется различная литература – рефераты, обзоры, резюме, проспекты. Они подготавливают и высылают более 80 тыс. различных справок в год по различным аспектам внедрения.
В результате предпринятых со стороны НАСА мер у потенциального использователя повторной технологии складывается уверенность в успешном осуществлении нововведения в конкретных условиях своего предприятия. Заинтересованность предпринимателей – успех использования космической технологии в земных отраслях.