OlegK ( Слушатель ) | |
04 янв 2016 14:57:12 |
Цитата: ЦитатаСпециалистов, далеких от ракетно-космической техники, удивил тот факт, что. несмотря на колебания температуры на поверхности Луны от +150 до –150°С, температура внутри лунного модуля, как уже говорилось, все время оставалась в пределах комнатной. Энергия на поддержание ее была весьма незначительной.
Возникла идея применить те же подходы и те же методы расчета теплового баланса к проектированию жилых домов.
Первые так называемые одноваттные индивидуальные дома, созданные в 70-е годы по «космическому» принципу, показали удивительные результаты в области затрат на их обогрев. Строительство таких домов было увеличено. В 1982 г. их уже насчитывалось более 600. При их проектировании производится поэлементный расчет конструкций всего дома на теплопроводность, на баланс тепловой энергии, создаются наиболее энергосберегающие узлы и конструкции, определяется оптимальная изоляция дома и т. д. Расчеты и проектирование ведутся с помощью ЭВМ. В конструкции (особенно в степных панелях) широко используется материал «космических» одеял – алюминизированные листы.
...
Повторное использование достижений космонавтики в быту настолько широко, что невозможно перечислить все случаи такого использования. Применение их иногда крайне неожиданно. Прибор, созданный для регистрации колебаний грунта на Луне и обладающий высокой чувствительностью, с успехом применяется для охраны как частных домов, так и служебных помещений. Он реагирует на шаги человека и дает сигнал тревоги на пульт, установленный в кабинете, спальне или в другом каком-либо месте. В результате удалось сократить расходы на охрану территорий и помещений, увеличить надежность защиты от несанкционированного проникновения.
Интересен и другой факт заимствования ракетно-космической технологии. При осуществлении космических программ возникла потребность в стирке парашютов, применяемых для приземления космических кораблей или для приводнения отработанных твердотопливных ускорителей с целью их последующего использования. Парашюты сложны по конструкции, имеют значительные размеры, дороги. Для их стирки в НАСА была создана специальная стиральная машина, при работе которой применялась «ракетная» моющая жидкость. Ранее эта жидкость использовалась для мойки внутренних поверхностей твердотопливных ускорителей ракет с целью их повторного использования.
На основе этой машины и моющей жидкости создана технология для мытья сложных и больших пространственных конструкций типа матерчатых шатров и тентов цирковых зданий, театров, торговых центров, складских помещений, других всевозможных сооружений с мягкой тканевой кровлей, парусов морских кораблей и т. д.
...
Перечень нововведений для автомобилестроения, в основе которых лежит повторное применение достижений космонавтики, обширен. Так, для колес транспортной тележки, перемещающейся по поверхности Луны с инструментом и оборудованием во время экспедиции космического корабля «Аполлон-14», была разработана специальная авторезина, имеющая повышенный коэффициент сцепления и устойчивость к механическому разрушению от воздействия высоких и низких температур. Резина обладала такими ценными качествами, как повышенная однородность и механическая прочность. Эти качества привлекли внимание специалистов автомобилестроения. Химический состав «лунной» резины и технология изготовления шин были успешно использованы для создания «зимней» автомобильной резины. Шины из такой резины хорошо обеспечивают сцепление с ледяным или снежным, покровом. Отпадает необходимость в металлических шипах. Это упростило технологию изготовления автомашин, снизило расход металла и стоимость (затраты на металлическую ошиновку обычно повышают стоимость шины примерно на 25%).
...
Космическая техника используется в автомобиле строении и для прецизионного определения дальности автопробега. «Луноход-1 и -2» (СССР) и лунная пассажирская платформа (США) были оборудованы измерительными системами пройденного пути, позволяющими с высокой точностью определять пройденное расстояние. Созданные в рамках космической программы, они дают возможность определять расстояние с точностью до 1 см на каждый километр пути. Такая точность измерения необходима в ряде случаев в земной практике: при определении фактических длин созданных дорог, трасс трубопроводов, линий электропередач и т. д., при разбивке на местности спортивных трасс, дорожек стадионов и пр.