Тред №1043164
новая дискуссия
Дискуссия
887
IV. СОБЫТИЯ ОТ НАЧАЛА ВОЙНЫ ДО СТАБИЛИЗАЦИИ ФРОНТА НА МУРМАНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ
(22 июня — 18 октября 1941 г.)
22 июня. Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Народный Комиссар Иностранных Дел В. М. Молотов, выступив по радио, сделал правительственное сообщение о том, что фашистская Германия без объявления–войны напала па нашу Родину; ее авиация совершила налеты на наши аэродромы, города и базы, а наземные войска вторглись на нашу территорию. Красной Армии было приказано уничтожить вражеские войска, нарушившие советскую границу. Весь личный состав Северного флота с исключительным вниманием прослушал правительственное сообщение. После выступления товарища Молотова на кораблях, в частях и соединениях флота состоялись митинги и собрания. Выступавшие выражали негодование и возмущение по поводу бандитской вылазки немецкого фашизма, говорили о горячей любви и преданности партии Ленина — Сталина, Советскому Правительству и своей Родине. На митингах и собраниях североморцы, все как один, клялись до последней капли крови защищать любимую Родину и тут же писали командованию докладные с просьбой направить их немедленно на фронт. Весь личный состав Северного флота еще теснее сплотился вокруг большевистской партии и главы Советского Правительства товарища Сталина. (Дело № 19189, л. 1, 17.)
В 0 ч. 56 м. ВС СФ получил по радио приказание Народного Комиссара ВМФ немедленно перейти на оперативную готовность №1. В 1 ч. 15 м. по СФ был дан сигнал о введении оперативной готовности №1. (Дело ШТ № 162, л. 46; дело № 1347, л. 5 об.)
В 1 ч. 35 м. ВС СФ получил от Народного Комиссара ВМФ директиву, в которой указывалось, что в течение 22–23 июня возможно внезапное нападение немцев, которое могло начаться с провокационных действии. Наши задачи, указывалось в директиве, — не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения; флоту быть в полной боевой готовности встретить внезапный удар немцев или их союзников. Народный Комиссар ВМФ приказал: Перейдя на оперативную готовность №1, тщательно маскировать повышение боевой готовности. Ведение разведки в чужих территориальных водах категорически воспрещалось, так же как проведемте каких–либо других мероприятий без особого распоряжения. (Дело ШТ № 162, л. 17.)
По данным пограничных постов, 4 самолета противника были обнаружены над нашей территорией на высоте 1000 м. Финский бомбардировщик обнаруживался в 1 ч. 22 м. в полете вдоль границы на зюйд на высоте 1000 м. В 1 ч. 30 м. наблюдались неизвестные самолеты в полете с Рестикент на Мурманск на высоте 1000 м. В 1 ч. 24 м. частям ПВО и в 1 ч. 30 м. ВВС СФ была объявлена готовность №1. (Дело № 6483, л. 17 об.)
В 2 ч. 30 м. в ГБ была объявлена по частям ПВО готовность №2, на кораблях ОВР ГБ — боевая готовность № 3, ПВО — № 2. С 7 ч. 35 м. те же готовности были установлены на всех кораблях.
С 4 ч. 25 м. весь СФ перешел на оперативную готовность №1. (Дело № 6483, л. 18, 19 об.; дело ШТ № 148, л. 13.)
Народный Комиссар ВМФ приказал ВС флотов отмобилизовать в сроки, установленные схемой организационно–мобилизационного развертывания 1941 г., весь призываемый от гражданских наркоматов судовой состав ОВР, СНиС, мамслужбы и пожарной охраны. Соответствующим военным округам — дать телеграфные заявки о вызове приписного личного состава запаса к указанным кораблям н частям. (Дело ШТ № 142, л. 30.)
В 13 ч. 30 м. по СФ был дан сигнал о мобилизации флота. (Дело № 6196, л. 2.) В 10 ч. 35 м. НС СФ получил приказание Народного Комиссара ВМФ — выслать ПЛ ПЛ в район Варде включительно до маяка Вайтолахти с задачей вести неограниченную войну против ТР ТР и боевых кораблей, не допуская их в Варангерфьорд. (Дело ШТ № 162, л. 23.)
В 13 ч. 56 м. БПЛ СФ получила сигнал по флоту о проведении мобилизации и о развертывании ПЛ ПЛ для ее прикрытия. К 18 ч. 00 м. все находившиеся в плавании ПЛ ПЛ были отмобилизованы и рассредоточены и губах Кольского залива.
Для прикрытия мобилизации СФ в 17 ч. 55 м. ПЛ Щ–421 вышла на позицию в Варангерфьорд, в 21 ч. 17 м. ПЛ Щ–401 — в район Варде (с задачей ведения неограниченной подводной воины против ТР ТР и боевых кораблей противника) и в 23 ч. 54 м. ПЛ М–170 –– на позицию в Варангерфьорд (для несения дозора у п–ова Рыбачий). (Дело № 13–17, л. 5 об.)
Самолеты противника в течение суток неоднократно появлялпсь над нашей территорией и объектами СФ. В 4 ч. 00 м. четыре неприятельских самолета производили полеты на высоте 1000 м в районе наших пограничных постов, расположенных на побережье Варангерфьорда; один самолет пролетел курсом на Мурманск. С 14 ч. 05 м. до 18 ч. 53 м. посты СНиС наблюдали одиночные и летевшие попарно немецкие бомбардировщики на высоте 200–300 м в районе Кольского залива. В 22 ч. 16 м. самолет противника наблюдался над Титовкой, в 22 ч. 53 м. вражеские самолеты наблюдались в полете из Петсамо па бухту Кутовая, причем один финский бомбардировщик повернул на Мурманск. (Дело №17, л. 1; дело № 1347 л. 11 — 13 об.)
По данным радиоразведки СФ, па ближайших к базам СФ аэродромах противника продолжалось сосредоточение германских самолетов. С 01 ч. 00 м. в Киркенесе начались полеты авиации; в полетах отмечалось около 20 самолетов. Из Лаксельвена в Киркенес прибыли 8 бомбардировщиков Ю–88. По разведданным СФ, на аэродромах Норвегии было сосредоточено: в Киркенесе — 50 самолетов, в Лаксельвене — 32, Тромсе — 20, Нарвике, — 20, Буде — 11, Тронхейме — 45. В полете из Тронхейма через Буде и Нарвик в Киркенес были отмечены 14 Ме–109 и Ме–110. (Дело ШТ № 148, л. 41; дело № 1910, л. 1.)
По разведданным штаба ЛВО, продолжалась переброска немецких войск в Финляндию и сосредоточение частей финской армии к восточной границе. По агентурным данным, с пограничной полосы территории Финляндии производилась эвакуация населения, дома разрушались. У границы в районе Петсамо были сосредоточены 2–3 ПЛ противника. (Дело ШТ № 162, л. 21; дело № 17, л. 8.)
Командующий СФ запросил разрешение Народного Комиссара ВМФ действовать на территории Норвегии в связи с сосредоточением на аэродромах Киркенес — Лаксельвен около 100 самолетов противника. Народный Комиссар ВМФ разрешил наносить удары авиацией по сосредоточению неприятельских ВВС на территории Норвегии. (Дело ШТ № 162, л. 38.)
В 19 ч. 37 м. ВС СФ получил от Народного Комиссара ВМФ директиву продолжать совместно с ВВС армии уничтожение авиации противника ударами с воздуха и уничтожение ТР ТР в Варангерфьорде нашими ПЛ ПЛ. При малейшем признаке движения ТР ТР в бухте Петсамо уничтожать их огнем ЭМ ЭМ и батарей и совместными с ВВС армии ударами авиации; ЭМ ЭМ вести огонь из бухты Кутовая. Огнем полевых батарей не допускать использования противником Айновских островов. (Дело ШТ №162, л. 42.) В 20 ч. 40 м. командующий СФ приказал командиру МУР открывать огонь с батареи №221 по ТР ТР противника при входе и выходе их из губы Петсамо; при попытке, противника использовать Айновские острова также открывать огонь. Командующему ВВС СФ иметь в готовности АЭ для нанесения удара по ТР ТР противника, по приказанию. (Дело № 6484, л. 1.)
С 22 часов батарея №221 открыла огонь по ТР противника, выходившему из бухты Петсамо. В 22 ч. 31 м. огонь был прекращен; было израсходовано 59 снарядов. (Дело № 6484, л. 3.)
В 21 ч. 50 м. командующий СФ донес Народному Комиссару ВМФ, что по разведданным штаба 14 армии через Киркенес и фьорды до Танафьорд включительно поступает много вооружения и войск, почему необходимо нанести удары авиацией по фьордам и дороге Танафьорд—Киркенес; имеющимися 10 самолетами СБ этой задачи выполнить нельзя, а 14 армия имеет в своем распоряжении один полк СБ, но держит его в направлении Кандалакша. Командующий 14 армией не соглашался на нанесение такого удара. Поэтому командующий СФ просил Народного Комиссара ВМФ помочь флоту авиацией. (Дело ШТ № 148, л. 37.)
Народный Комиссар Внутренних дел дал указание о вступлении пограничных войск в оперативное подчинение ВС СФ. (Дело ШТ №162, л. 22.)
Заместитель Народного Комиссара ВМФ адмирал Исаков приказал всем аварийно–спасательным отрядам ЭПРОН перейти в полное подчинение командующего СФ. (Дело ШТ № 162, л. 28.)
Народный Комиссар ВМФ приказал в связи с обнаружением вражеских диверсий в непосредственном тылу объявить военное положение в базах, УР, секторах; установить строжайший режим пропусков, запретить населению хождение ночью и принять все меры, необходимые к охранению тыла, особенно средств связи.
Заместитель Народного Комиссара ВМФ адмирал Исаков приказал ВС СФ сосредоточить все ТР ТР по пунктам мобилизации и призвать суда, предназначенные для оборудования ТЩ ТЩ и СКР СКР. (Дело ШТ №162, л. 24, 35.) В 18 ч. 00 м. приступила к работе комиссия по приему мобилизованных оборудованных судов. Начальникам пароходств и Главсепрыбпрома были даны указания о сосредоточении транспортного флота в портах, предназначенных для мобилизации. (Дело № 1500, л. 2.)
Началась эвакуация в добровольном порядке женщин и детей из ГБ Полярное и из мест расположения гарнизонов: Сеть–Наволок, Кильдин, Волоковая, Грязное и г. Мурманск. (Дело ШТ № 6196, л. 160.)
Беломорская ВМБ. В 00 ч. 07 м. ВС СФ получил от Народного Комиссара ВМФ директиву о выделении для обороны Горла Белого моря двух ПЛ типа „Щ", ЭМ Грозный и Сокрушительный по их готовности и эскадрильи самолетов МБР–2; базирование кораблей установить в Архангельске–Молотовске, авиации — в Поное (по окончании постройки аэродрома); перевод ПЛ ПЛ произвести с учетом ледовой обстановки. В директиве было дано указание — учесть возможность задачи постановки мин с ЭМ Грозный и Сокрушительный в Горле Белого моря. (Дело ШТ .№ 162, л. 47.)
Командующий СФ приказал командиру ВМБ перебазировать 49 АЭ на о. Моржовец — оз. Пеледочное с задачей разведки подходов к Белому морю. (Дело ШТ № 148, л. 12.)
В 4 ч. 25 м. командир ВМБ донес командующему СФ о переходе базы на оперативную готовность №1. (Дело № 190, л. 4.)
В 8 ч. 52 м. ПЛ Щ–404 вышла из Полярного в формировавшуюся базу Иоканка. (Дело № 1347, л. 11.)
ПЛ ПЛ, совершавшие переход из Балтийского моря в состав Северного флота, находились ПЛ К–23 на пути из Повенца в Беломорск, ПЛ К–21 — в Повенце; ПЛ К–22 готовилась в Ораниенбауме к переходу. (Дело № 1, л. 2.)