Куда направится вектор экономики"Эксперт Online" опросил участников рынка: чего они ожидают от наступающего 2016 года, какие ситуации могут привести к позитивным, или напротив, негативным последствиям для мировой экономики?Уходящий год характеризовался тем, что эксперты давали крайне осторожные прогнозы на будущее, так как в постоянно меняющейся геополитической среде, сложной экономической ситуации и на крайне волатильных рынках озвучивать какие-то внятные ожиданий было очень непросто.
К примеру, один из последних прогнозов дала известная исследовательская организация The Conference Board. В компании указывают, что на темпы роста мировой экономики в последнее время оказывали давления ряд факторов. В их числе непростая комбинация большого количества технологических возможностей, медленного роста инвестиций (который усугубляется вялым бизнесом и потребительским доверием), слабой производительности, медлительной политики и проблем бизнеса.
Это ставит мировую экономику в режим ожидания, в котором положительные и отрицательные силы компенсируют друг друга, по крайней мере, в ближайшем будущем. Справедливы все эти факторы будут и в ближайшие год-два. После корректировки нашего прогноза касательно завышенных официальных показателей роста Китая, в Conference Board прогнозируют очень умеренное увеличение темпов роста мировой экономики до 2,8% в 2016 году, по сравнению с 2,5% в 2015 году.
Эксперты Forbes, в свою очередь, считают, что динамика мировой экономики будет сопоставимой с предыдущими годами. Европейские страны будут показывать результаты чуть лучше, азиатские – незначительно хуже. Наиболее мрачные перспективы у экономик, которые завязаны на добыче природных ресурсов.
Рост европейской экономики составит порядка 1,9% ВВП, что, с учетом слабого прироста населения, прилично, хотя и нельзя назвать это бумом. Показатели США останутся примерно такими же, как и в этом году. Неопределенность связана с Китаем, потому что никому неизвестно, что на самом деле происходит в этой огромной экономике. По официальным данным, ожидается некоторое снижение темпов роста - до 6,9% ВВП с уровня 7%, но официальной статистике нет оснований доверять. Вероятно даже, что из-за проблем в китайской экономике общий рост мировой экономики окажется слабее, чем прогнозирует МВФ.
"Эксперт Online" опросил участников рынка: чего они ожидают от наступающего 2016 года? Какие неожиданные или, напротив, ожидаемые ситуации, факты или действия могут привести к позитивным или, наоборот, негативным последствиям для мировой экономики?
Старший аналитик ГК Forex Club Алена АфанасьеваДля Европы главным потрясением предстоящего года будет решение Великобритании по поводу выхода из ЕС. Референдум планируется на осень. Сейчас велика доля недовольства населения миграционными потоками, поэтому высока вероятность, что результатом голосования станет выход страны из союза, а это уже политический риск и угроза стабильности национальной валюты и фондовым индексам, по крайней мере, в месяц до голосования. Мы видели какой фурор на рынках произвели результаты «Шотландского референдума», поэтому от «европейского референдума» можно ждать не меньших потрясений.
В американской экономике, ориентированной на потребление, главным фактором риска может стать дальнейшее снижение розничных продаж. Даже стабилизация рынка труда на протяжении всего 2015 года не смогла стимулировать масштабные растраты, на которые еще несколько лет назад американцы шли с легкостью. С августа 2015 года показатель стабильно замедляет рост, и если тенденция продолжится, то ФРС придется приостановить режим ужесточения и, возможно, даже понизить ставку. Это может стать фактором давления на доллар США.
Независимый аналитик Дмитрий АдамидовЕсть все основания считать, что 2016 год будет переломным по очень многим направлениям.
Во-первых, это касается мировой пирамиды государственного долга. Все 2010-е годы проблема «плохих госдолгов» была одной из самых острых. И если до последнего времени до полноценных государственных дефолтов дело удавалось не доводить (хотя в случае с Грецией дефолт пришлось всячески маскировать), то в самый канун 2016 года дефолт все же случился – на Украине. При этом, безотносительно истории с Украиной (которая, безусловно, представляет для нас отдельный интерес), государственный дефолт даже в периферийной стране уже привел к изменению устава МВФ и сильно осложнил его дальнейшую работу.
Во-вторых, это касается финансовых рынков в целом. Политика, скажем так, «умеренной эмиссии», проводимая ведущими мировыми центробанками в последние 5-6 лет, ожидаемого результата не дала. И недалек тот день, когда от умеренной эмиссии придется перейти к неумеренной, которая неизбежно вызовет высокую инфляцию, возможно даже гиперинфляцию. Поводом к этому может стать прокол пузыря на фондовом рынке, крупный корпоративный или государственный дефолт (как обычно, необходимо будет спасать кого-нибудь из тех, «кто слишком крупный для того, чтобы обанкротиться»), военно-политическая напряженность или еще какое-нибудь яркое событие. Но по итогу печатный станок заработает с удвоенной энергией и мировая экономика, так или иначе, окажется в состоянии стагфляции. Подобное уже наблюдалось в 1970-е годы. Возможно, что описанный спусковой механизм сработает именно в 2016 году.
Эксперт комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Роман Терехин2016 год во многом будет обусловлен решением Европейского центрального банка. Осенью 2015 года ЕЦБ оставил ставку рефинансирования на уровне в 0,05%. Это возможно повлияет на продолжение функционирующей программы денежного стимулирования, которую осуществляет европейский регулятор. Эта программа, по существу являющаяся т.н. «политикой количественного смягчения», подразумевает, что европейский банк до осени 2016 г. имеет в планах покупку государственных, ипотечных и других обеспеченных ликвидными активами облигаций на сумму, равную 1,1 трлн евро.
Существенные риски этой политики – рост инфляции.
Помимо этого, на рост инфляции в ЕС повлияет снижением темпов роста экономик КНР и ведущих развивающихся стран, и падение цен на основные сырьевые товары, причем последнее грозит рецессией эконмики.
Мировой рынок реагирует на это рекордным падением курса евро к доллару и снижению уровня доходности европейских государственных ценных бумаг (доходность по краткосрочным бондам столпа европейской финансовой и экономической системы -Германии упала до отрицательных - 0,32%).
2016 год в Европе следует ожидать как год роста кредитования, поскольку по ходу 2015 года было заметно, что ведущие страны ЕС (в частности, Италия), а за ними и остальные члены, снимают различные ограничения для выдачи кредитов организациям.
Определенным дестабилизирующим фактором экономики ЕС в 2016 году будет и миграционный вопрос. На фоне заявлений Германии о том, что в наступающем году страна готова принять дополнительно еще 800 тыс. человек и выделить на эти цели до 17 млрд евро позволяет прогнозировать осложнения, которые будут вызваны этим решением. Подобные денежные суммы являются значительными даже для такой страны, как ФРГ. Но не все страны обладают возможностью выделять сопоставимые денежные средства на прибывающих беженцев, также не все готовы принимать мигрантов, что удалось наблюдать летом нынешнего года на примере той же Венгрии.
Многое в 2016 году будет зависеть от геополитических факторов: ситуацией с ИГИЛ и украинским кризисом.
И если ИГИЛ – это фактор пусть и значимый, но скорее регионального значения, то украинский кризис – это та бомба замедленного действия в центре Европы, которая может детонировать на фоне наблюдаемого сближения США и Российской Федерации по ряду вопросов: будь то сирийский кризис или вывоз обогащенного урана из России.
Отмены санкций в отношении России ждать не стоит, однако с возобновлением активных боевых действий на Украине в нынешних условиях хрупкости мировой экономики трудно прогнозировать окончательный результат воздействия этого геополитического фактора на Европу и остальной мир.
Политическое решение китайского руководства о разрешении иметь 2 детей в одной семье окажет влияние лишь в течение нескольких десятилетий. Незначительный рост ВВП может быть только ко второй половине 2016 года, когда ожидаемо будет расти спрос на продукцию и прочие товары для младенцев, которые производятся преимущественно в Китае. Применимо к нынешним условиям, из этого решения можно сделать вывод, что в Китае наблюдается сокращение числа людей трудоспособного возраста.
Эксперт центра "Общественная дума" Павел ИвченковВ современной экономике велико влияние политики, и в 2016 году каждое обострение отношений между странами и народами будет стоить недёшево. Однако дефицит товаров обычно приводит к росту цен, так что для продавцов результаты могут оказаться неожиданно выгодными. Все страны, вовлеченные в военные действия, истощают свои запасы вооружения, золота и человеческие ресурсы государства. Это относится к Украине, России, Израилю, США, Франции и другим. Это, безусловно, надо учитывать при составлении прогнозов.
Еще хотелось бы обратить внимание на развитие технической и интеллектуальной сфер - в производстве и в быту ежегодно появляются новые и новейшие устройства, меняются химические составы множества привычных товаров и продуктов, внедряются новые способы производства. Особенно активны в плане разработок США, Япония и Корея. Вместе с этим меняются и потребности в сырье и материалах, что приводит к изменению цен на сырьевых рынках. Для нас жизненно важны достаточно высокие цены на нефтепродукты, но появление новых способов и источников энергии может их сильно уменьшить.
Руководитель аналитического отдела MFX Capital/ старший аналитический обозреватель MFX Broker Роберт НовакВ 2016 году ожидается очень много факторов, влияющих на мировую экономику. В частности, ФРС, как ожидается, продолжит ужесточение монетарной политики - ставку до конца 2016 года потенциально могут поднять до целевого коридора 0.75%-1%. В этом случае вероятно дальнейшее укрепление доллара к основным мировым валютам. Кроме того, укрепление доллара приведет также к падению цен на сырьевые товары, которые также котируются в американской валюте, что в свою очередь приведет к давлению на сырьевые валюты. Однако вряд ли это коснется нефтяных валют - цены на нефть и так уже находятся на минимально возможных отметках, свыше 20 млн. баррелей текущей нефтедобычи в сутки является нерентабельной, а это почти четверть всей мировой добычи. Поэтому дополнительного давления на нефтяные валюты - в том числе и на рубль - не ожидается. Кроме того, крайне важные процессы также будут происходить и в Китае - китайская экономика уже два года подряд снижает темпы роста и вполне вероятно, что в 2016 году рост ВВП Поднебесной не превысит и 7%. Однако правительство страны уже предпринимает активные меры стимулирования роста и в частности недавно китайским семьям разрешили иметь двоих детей, что в долгосрочной перспективе должно увеличить потенциал рабочей силы КНР (главный фактор китайского экономического чуда). Так или иначе, событий ожидается очень много, и все эти события будут оказывать влияние на мировые финансовые рынки.
Управляющий активами TNO Capital Александра ЛозоваяДевальвация рубля как фактор спроса на российские акции: индекс ММВБ за год вырос на 26%, рубль упал к доллару на 29%. Как "голубые фишки" (Сбербанк, Сургутнефтегаз, МосБиржа и др.), так и компании "второго эшелона" (НМТП, Акрон, М.Видео, ФосАгро и др.) являются инструментом защиты капитала от обесценения рубля. Еще один фактор спроса на российские акции - индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), инвестиции в который позволяют получать налоговые вычеты. На конец 2015 года более 72 тысяч россиян открыли ИИС.
Хотя к активным счетам (на которые зачислены деньги и проводятся сделки с ценными бумагами) относят только половину, "фактор ИИС" в ближайший год может стимулировать спрос на "голубые фишки" российского рынка. Напомню, что объем банковских вкладов россиян составляет около 21 трлн рублей, в то время как капитализация российского фондового рынка - около 28 трлн рублей. Кроме того, продленная кампания амнистии капиталов, т.н. "деофшоризация", предполагает сохранение спроса на ликвидные активы, в том числе акции и недвижимость.
Аналитик RoboForex Дмитрий ГурковскийОчень важный сейчас момент - расширяющаяся демпинговая игра на мировой нефтяной арене. Сейчас в базовых сценариях глобальных экономик допускается вариант, при котором появление Ирана в экспортных продажах черного золота с более выгодной ценой за баррель обвалит котировки нефти еще заметней, на 5-7%. Однако в этих сценариях не указывается, что список демпинговых игроков может стать больше - здесь окажутся не только Саудовская Аравия, Россия и Иран, но и, например, США. Тогда давление на сырьевые цены окажется серьезней. Странам-нефтепроизводителям, чьи бюджеты «завязаны» на экспортную продажу нефти, придется секвестировать расходы, а это негативно скажется на экономиках и уровне жизни населения.
Среди позитивных возможностей, ожидающих нас в 2016-м, можно отметить вероятность длительной паузы в монетарной политике ФРС США - никто не ждет нового повышения процентной ставки уже в январе, но в феврале - возможно. Если эта пауза продлится 3-4 месяца, отток «горячих денег» из развивающихся экономик приостановится. Это хорошо для стран развивающейся структуры - здесь не окажется резкого провала в инвестициях.
http://expert.ru/2016/01/6/period-neozhidannostej/