История Великой Отечественной войны.
346,725 2,642
 

  Vstarik ( Слушатель )
28 янв 2016 16:59:06

Тред №1051309

новая дискуссия Дискуссия  241

В 1942 г. были изданы новые Правила стрельбы (ПС-42), которые оставались основным руководством до конца войны.


В отличие от ПС-39 в новых Правилах стрельбы многие разделы излагались проще, доступнее для понимания. Это было особенно важно в условиях войны, когда имелась известная текучесть офицеров в звене батарея — дивизион, а подготовка их проходила в сокращенные сроки.

Если в ПС-39 основной упор делался на ведение огня орудием, батареей, то в ПС-42 предусматривалось ведение огня дивизионом, что соответствовало новым условиям, когда резко возросло значение массированного огня артиллерии.

Были, по существу, заново разработаны методы ведения огня при поддержке атаки пехоты и танков (огневой вал, ПСО), определен порядок управления огнем дивизиона артиллерийским корректировщиком из радийного танка.

В ПС-42 был значительно расширен раздел о контрбатарейной борьбе. В нем полнее освещались вопросы о количестве орудий для подавления артиллерии противника, методах ведения огня на подавление или уничтожение его батарей, нормах расхода боеприпасов в зависимости от условий, в которых ведется контрбатарейная борьба, и т. д.
Наконец, новым разделом в ПС-42 явились указания о стрельбе отдельным орудием прямой наводки по неподвижным и движущимся целям. Это было особенно важно в связи с возросшим в годы войны значением огня орудий, выделявшихся для стрельбы прямой наводкой как в обороне, так и в наступлении.
Таким образом, изменение способов подготовки стрельбы и методов ведения артиллерией огня на поражение определялись прежде всего состоянием технического оснащения войск, уровнем подготовки офицерских кадров, а также характером вооружения и тактикой противника.


Огневой вал требует большого числа артиллерийских орудий и боеприпасов. Он прост по своей организации, и поэтому затрачивается меньше времени на его подготовку. Чтобы покрыть всю атакуемую площадь разрывами снарядов и мин, артиллеристам не требуется большой детализации разведданных до отдельной огневой точки.

По правилам стрельбы 1942г. первый рубеж огневого вала назначается в 200 — 250 м от переднего края, а последующие рубежи — в 150 — 300 м один от другого, в зависимости от скорости движения атакующей пехоты. В описываемом нами методе организации огневого вала перенос огня с линии траншей в глубину совершается последовательно, скачками в 50 — 100 м. После двух-трёх подобных переносов огня он задерживается на удалении 200 — 250 м за первой линией траншей до тех пор, пока артиллеристы не убедятся, что атакующие подразделения ворвались в первую линию траншей, овладели ею и продолжают движение дальше. Последующие переносы огня совершаются через 100 — 150 м и до тех пор, пока огонь не уйдёт за вторую линию траншей на те же 200 — 250 м, где он задерживается для той же цели.

Если есть третья линия траншей, поступают так же, как и в предыдущих случаях.
Внутреннее принципиальное различие обоих способов ведения огневого вала заключается, во-первых, в том, что для противника момент переноса огня становится менее заметным и времени на приведение себя в состояние боевой готовности для организации сопротивления атакующим у него остаётся меньше.

Второе различие состоит в том, что плотность огня все время нарастает. Это нарастание плотности огня идёт за счет того, что к началу огневого вала артиллерийский огонь накладывается одновременно на оборонительные объекты всей ближайшей глубины обороны противника, а смещение огня с продвижением атакующих начинает только та артиллерия, которая вела огонь по первой линии траншей.

Третье различие — в том, что, создав высокую плотность артиллерии, наступающий подавляет артиллерийским огнём всю тактическую глубину обороны противника одновременно и не только в процессе артиллерийской подготовки, но и во время артиллерийской поддержки атаки.
Четвёртое различие заключается в реальном сочетании движения огня и манёвра. Остановки огня за линиями траншей дают атакующим необходимое время для выполнения своей работы в траншеях, не опасаясь в то же время притока сил извне на помощь уничтожаемым защитникам траншей.

Пятое различие — в простоте организации огня, а следовательно, и в меньшем числе случаев всякого рода неожиданных неполадок.

Начиная с декабря 1942 г. согласно указаниям командующего артиллерией Красной Армии при расчете плотности артиллерии учитывались не только ее количество, но и качественная сторона. Главным показателем стала плотность орудий и минометов калибра от 76 мм и выше, а при прорыве укрепленных районов — плотность орудий и минометов калибра от 122 мм и выше.

Массирование артиллерии в ходе войны возрастало от операции к операции: общие оперативные плотности с 20–60 орудий, минометов и боевых машин на 1 км участка прорыва в зимнюю кампанию 1941/42 г. возросли до 300–350 (из них 250–300 орудий калибра 76 мм и выше) в последующих операциях войны.

Тактические плотности артиллерии на участках прорыва соединений и частей, действовавших на главных направлениях, возросли с 20–70 орудий, минометов и боевых машин на 1 км фронта в первых наступательных операциях до 350–500 к концу войны.
Рост плотности артиллерии определялся изменением характера обороны противника, совершенствованием способов прорыва глубоко эшелонированной обороны, высоким темпом наступления и обеспечивался все увеличивавшимся количеством артиллерийского вооружения, поступавшего на фронт.

Высокая плотность позволяла обеспечить большую глубину одновременного подавления обороны, а успех войск в меньшей степени зависел от условий, когда временно своя авиация не могла действовать - контрнаступление под Сталинградом и далее.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!