Для согласия с Россией Японии нужно выйти из-под опеки США
Японский премьер-министр Синдзо Абэ собирается с визитом в Россию. Сроки пока не объявлены, но, судя по всему, в конце апреля – начале мая он встретится с Владимиром Путиным в Сочи. Российско-японские отношения важны не только сами по себе, но и в качестве элемента глобальной геополитической игры, которая идет между Москвой и Вашингтоном.«Спустя 70 лет между нашими странами до сих пор существует территориальная проблема. Кроме того, не подписан мирный договор. Это ненормально, – заявил в субботу премьер-министр Японии. – Территориальная проблема не является простой. Без доверия нельзя вести диалог по этому вопросу. Для обеих сторон решение этой проблемы сопровождается риском.
Однако нам с президентом Путиным удалось развить доверительные отношения. Я полностью ему доверяю. Я думаю, что Путин также осознает, что решение этой проблемы положительно скажется на развитии России... И я, и президент Путин достигли в этом понимания. Каким-то образом эту проблему необходимо решить. Осознавая это, я бы хотел совершить визит в Россию, а также чтобы президент Путин приехал в Японию. Точные сроки пока не определены, это должно быть в подходящее время».
Слова японского премьера касательно Курил выглядят, мягко говоря, не очень корректно, о чем уже
заявил российский МИД – однако важность встречи двух лидеров это не уменьшает.
О готовящейся поездке Абэ в Россию заговорили после того, как месяц назад состоялся телефонный разговор руководителей двух стран – после него появились первые утечки и комментарии чиновников. 7 февраля – в день т. н. северных территорий – Абэ сообщил, что планирует посетить Россию в «подходящее время», а японская пресса написала, что «началась проработка визита Абэ в Сочи на юге России и встречи с президентом Путиным». 15 февраля в Токио состоялись переговоры заместителей министров иностранных дел – и стало понятно, что готовятся сразу два визита. В середине апреля в Японии ждут Сергея Лаврова, после чего в Россию отправится Абэ.
Японцы уже заявили, что Абэ, который в этом году принимает у себя «большую семерку», видит «свою посредническую роль и значимость своего председательства, то есть «моста», который объединяет Россию с G7», и «готов передать опасения, которые испытывают страны G7, российскому президенту, и одновременно он готов передать мнение Путина членам «большой семерки». Учитывая, что саммит «семерки» открывается 26 мая, понятно, что визит состоится до этого. В качестве наиболее вероятного срока называют конец апреля – начало мая. Понятно, что поездка уже согласована с Вашингтоном – тем более что на переговорах Абэ и Путина будет обсуждаться и бесконечно откладываемый визит президента России в Японию.
Вообще контакты руководителей двух стран происходят в очень странном режиме и ритме, причем это касается практически всей истории послевоенных отношений двух стран. Им все время что-то мешает. И этому есть две причины, причем взаимосвязанные: влияние США, которые делают все для недопущения российско-японского сближения и в первую очередь всячески педалируют тему «территориального спора».
В свое время именно по вине США проблема островов не была урегулирована – СССР и Япония договорились о подписании мирного договора и последующей передаче двух островов, но Штаты пригрозили, что в этом случае Токио может забыть о возвращении под японскую юрисдикцию Окинавы, на которой размешается американская база. Япония в целом рассматривалась в СССР как большой непотопляемый американский авианосец, а японские элиты исходили из того, что их геополитический суверенитет ограничен Соединенными Штатами. Поэтому шансов на сближение двух стран не было. К тому же практически отсутствовали личные отношения между руководством двух стран.
После переговоров Хрущева и Хатоямы в 1956-м – первой встречи руководителей двух стран не только после Второй мировой войны, но и в целом в истории наших отношений – контактов на высшем уровне не было до 1973 года, когда в Москву с официальным визитом приехал премьер Танака. Эта встреча не имела продолжения – слишком самостоятельного и сильного премьера вскоре заставили уйти в отставку (конечно же, за коррупцию). И еще десять лет прошли без встреч на высшем уровне. Дальнейшие контакты тоже нельзя назвать основательными: японские премьеры приезжали в Москву на похороны генсеков в 1982 и 1985 годах.
Даже перестройка, изменившая отношения СССР с Западом, не привела к обмену визитами на высшем уровне. В Москву стали активно приезжать бывшие премьер-министры, оживились разные контакты, но первый саммит в верхах состоялся лишь в апреле 1991-го, когда Горбачев нанес официальный визит в Токио. Итого – за все послевоенные 46 лет руководители двух стран встречались три раза для переговоров и два раза на похоронах советских лидеров. Ни с одной из стран западного мира не было столь редких отношений.
Крах СССР породил в Японии надежды на возвращение островов – от намечавшегося на осень 1992 года визита Ельцина ждали «прорыва». И в Москве были силы – как в МИДе, так и в Кремле – готовые пойти на уступки. Но визит все же удалось отложить – и спустя год президент России уже ничего не обещал японцам. В 90-е годы прошли несколько встреч на высшем уровне – на нейтральной территории во время международных саммитов и в Москве, которую во второй половине 90-х с официальными визитами посетили два японских премьера.
С приходом к власти Путина казалось, что сближение двух стран действительно может начаться. В Токио тоже сменился премьер, и пришедший к власти Ёсиро Мори был настроен на установление хороших отношений с Россией. В 2000-м состоялось несколько встреч в верхах. Но уже в апреле 2001-го Мори потерял премьерское кресло – хотя он и сейчас является самым активным поборником русско-японского сотрудничества в правящей Либерально-демократической партии, курс стали определять другие.
Путин пытался выстроить нормальные отношения с преемником Мори, Дзюнъитиро Коидзуми, возглавлявшим японский кабинет необычайно долгие для этой монархии пять лет. Но несмотря на то, что контакты на высшем уровне остались регулярными и в ноябре 2005-го президент России даже совершил визит в Токио, никакой подвижки в урегулировании территориального вопроса не произошло. Японское руководство продолжало ждать у моря островов. И, скорее всего, не потому, что совершенно необоснованно надеялось на то, что в какой-то момент Россия уступит, а просто потому, что понимало, что отказаться от территориальных претензий невозможно ни по внутриполитическим, ни по внешнеполитическим соображениям (США это абсолютно не нужно).
Осенью 2006-го Коидзуми сменил Синдзо Абэ – и за год своего премьерства он успел трижды встретиться с Путиным. После отставки Абэ с 2007 по 2012 год в Японии сменилось пять премьер-министров – не со всеми из них руководители России успевали даже познакомиться. Да и в целом отношения двух стран стали ухудшаться. Как по причине отсутствия у Москвы сильного партнера в Токио, так и потому, что Россия начала активно обустраивать Курильские острова, что вызвало резкие протесты Токио. Посещение тогдашним президентом Дмитрием Медведевым Курил в 2010 году, ставшее первой поездкой главы российского государства на эти острова, было воспринято как вызов. Но в 2012 году к власти вернулся Абэ – который сразу же заявил, что настроен на улучшение отношений и урегулирование территориальной проблемы.
С сентября 2012-го Абэ встречался с Путиным уже восемь раз – а всего, считая и 2006–2007 годы, они общались уже 12 раз. Причем география этих встреч впечатляет – Австралия, Канада, США, Вьетнам, Китай, Германия... Ни одной встречи в Японии – и три встречи в России, где Абэ дважды был в 2013-м и один раз в 2014-м (на открытии Олимпиады в Сочи, где он был единственным лидером из стран «семерки»). Путин должен был посетить Японию осенью 2014-го – но летом японцы отложили визит, при этом они даже не скрывали, что делают это под давлением США. Токио присоединился к антироссийским санкциям безо всякой охоты и достаточно формально – и все последние два года периодически проверяет, не ослабло ли давление Вашингтона, чтобы выскочить одним из первых.
Личные контакты Абэ и Путина при этом сохранили регулярность. Они встречались осенью 2014-го и дважды в прошлом году, последний раз – в ноябре в Турции. Но все же это контакты на международных саммитах, а нужен обстоятельный разговор, которого не было уже два года, с олимпийского Сочи. К тому же японцы уже несколько раз переносили визит Путина – теперь же о нем снова заговорил Абэ, не называя, впрочем, сроков.
Если на майском саммите в Сочи удастся договориться о поездке Путина в Токио в этом году, то это станет важным символом того, что Япония ослабляет американский поводок. На островах все больше понимают, что реальное восстановление национального суверенитета связано не с возвращением «украденных русскими островов», а с умением выйти из навязываемого атлантистами противостояния с Россией. Синдзо Абэ может как минимум попытаться это сделать.
Ссылка