Минздравсоцразвития сообщает:По состоянию на 22 апреля 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 2 млн. 283,4 тыс. человек (рост численности безработных составил 1,0%, за предыдущую неделю - 1,1%).Зацепившись за информацию по темпам роста безработицы от Минздравсоцразвития, полез смотреть на положение в перспективе, так сказать.
Что мы имеем сейчас по мониторингу статистики рынка труда:
- ГосКомСтат недавно перестал публиковать
ежемесячные оценочные данные по безработице, собираемые по методике МОТ, и вернулся к практике (введённой в 1999 году) публикаций
поквартальных данных.
- Минздравсоцразвития начал публиковать официальные
регулярные недельные только с конца ноября. До этого данные попадаются лишь
за год.
На что следует обратить внимание, рассматривая рост регистрируемой безработицы:
1. С 01/01/09 повышены в 1,5 раза максимальные выплаты по безработице до 4900 рублей. Деньги не ахти какие, однако на них уже можно рассчитывать как дополнение к семейному бюджету, для семей в провинции.
2. Федеральным законом № 287-ФЗ от 25 декабря 2008 устанавливается обязанность работодателей сообщать в органы службы занятости информацию о введении режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановке работы. В том числе и с этим можно связать рост данной информации после новогодних праздников в статистике Минздравсоцразвития.
Так если в ноябре информация собиралась по 5 233 организациям,на конец года - по 10342, то к сегодняшнему дню информация собрана по 37079 организациям из всех субъектов Российской Федерации.
3. Тем же законом определяется новый порядок выплаты пособий для уволившихся по собственному желанию. Если до 01/01/09 такие работники могли рассчитывать на пособие лишь в течении 1,5 месяцев, то сейчас они уравнены в правах с гражданами, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации. И могут рассчитывать на получение пособия в течении 12 месяцев.
4. Действует "схема самозанятости", позволяющая при постановке на учёт в центре занятости и предоставлении бизнес-плана, получить единовременное пособие от 10 до 60 тыс. рублей на открытие собственного дела. Опять же, кому-то эти выплаты могут показаться слишком несерьёзными. Однако этих денег, хватает на покрытие расходов, связанных с регистрацией предприятия, к примеру. К тому же, в Правительство уже внесены предложения по увеличению подобных выплат.
Сам подумываю, впервые пойти в Центр Занятости в том числе и ради этого пособия, для открытия собственного дела.5. С большинством регионов заключены соглашения по реализации мер "снятия напряженности на рынке труда". Каждое соглашение составлено по предложениям конкретного региона. Так я обратил внимание на 2 программы в Ульяновской области, направленные на поддержку организации безработными предприятий малого бизнеса (
http://www.sme.ulgov.ru/), поскольку сам планирую открыть дело там. Программа грантов на открытие дела (грант - 300 тыс. рублей, на первом этапе 10 грантов). Программа субсидирования ставки кредита и лизинга (4/5 от ставки рефинансирования - сейчас 10%).
В целом, можно сказать, что с начала года вставать на учёт в Центре Занятости стало не то, чтобы выгодно, но не лишено смысла.
Это, кстати, подтверждают вот какие данные. По последним данным Минздравразвития:
С начала октября 2008 года численность уволенных работников достигла 345435 человек, из них было трудоустроено 109536 человек, в том числе 61995 человека – в прежних организациях.Получается, что с октября в списках безработных только 236 тыс. человек вновь уволенных. Однако зарегистрировавшихся с этого времени почти 1 млн. Т.е. только четверть из зарегистрировавшихся - точно уволенные в период с октября. О 3/4 новозарегистрированных что-либо точно сказать сложно, но скорее всего там велика доля не уволенных в этот период, а впервые вставших на учёт. И подтверждение этой мысли далее.
Теперь о существующих темпах роста безработицы.
Как видим, всплеск регистрации произошёл с началом года. Тому есть множество объяснений. Среди них, однако, меры Правительства по поддержке рынка труда, стоят не на последнем месте. В течении всего первого квартала и до нынешнего времени темпы роста безработицы снижались.
Теперь попробуем заглянуть немного в будущее. Для начала рассмотрим фактор сезонности, влияющий на цифры безработицы. В
докладе Госкомстата "о социально-экономическом положении России" за 2008 год, можно найти помесячные данные о безработице за 2007-2008 гг. Там видно, что всплеск как регистрируемой безработицы, так и безработицы посчитанной по методологии МОТ приходится только на зимние месяцы (+2-7% ежемесечно). Весной количество безработных примерно на столько же падало. Летом - продолжало снижаться. Осенью - снижалось незначительно, чтобы с очередной зимой вновь возрасти. Поэтому ожидать сезонного влияния на безработицу не приходится.
Однако планируемые Правительством меры по увеличению выплат безработным могут в течении лета сохранить тенденцию к
увеличению числа зарегистрированных безработных. При незначительных колебаниях значения безработицы по МОТ (увы, теперь только квартальные данные). Да собственно мы уже наблюдали зимой картину, когда
впервые темпы роста зарегистрированных безработных опередили темпы роста безработицы по мМОТ. Обычно безработица по мМОТ была более валотильна и если падала или росла, то значительно быстрее, чем официальная.
месяц
| безработица по МОТ, % к пр.месяцу
| зарегистрированные безработные, % к предыдущему месяцу
|
сентябрь
| 106,1
| 96,4
|
октябрь
| 105,7
| 99,8
|
ноябрь
| 105,4
| 104,8
|
декабрь
| 109,7
| 116,7
|
январь
| 105,2
| 112,2
|
февраль
| 104,9
| 117,8
|
При этом в течении лета, я думаю, будет продолжать повышаться количество выявленной "скрытой безработицы", просто в силу того, что всё больше предприятий будет отчитываться перед Минздравсоцразвития по установленным формам.
Вот такая картинка вырисовывается, если внимательно вчитаться в цифры статистики.