Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,481,495 102,191
 

  vogul ( Слушатель )
03 мар 2016 23:27:27

Тред №1067108

новая дискуссия Дискуссия  92

Статейка про белорусских  оппов.
"Диалог между ЕС и Беларусью продолжается. 24 февраля в Минск прибыла представительная делегация ЕС для обсуждения вопросов экономического сотрудничества. Радикальная белорусская оппозиция перестала быть «единственным европейцем» в стране и опасается, что про неё забудут в Брюсселе, который теперь напрямую говорит с Минском. «Оттепель» уже привела к расколу в рядах белорусской оппозиции и поискам новой тактики «борьбы».


Ждать экономических прорывов от переговоров с делегацией ЕС вряд ли стоит. Впереди ещё парламентские выборы, от которых ЕС ждёт появления парламентской оппозиции в Беларуси. Кроме того, как опасаются на Западе, слишком щедрая экономическая поддержка Минска может отбить у белорусской власти стимул к «демократизации».


Вместе с тем в обозримом будущем определённые договорённости возможны, в том числе и по кредиту МВФ для Беларуси. Идёт обычный политический торг: Минск добивается выхода на конкретные экономические проекты с ЕС. Брюссель настаивает на расширении свобод для оппозиции и прозападных НПО.

Раскол в рядах оппозиции

В проигравших после начала «оттепели» между Минском и Брюсселем оказалась радикальная белорусская оппозиция. Один из ветеранов «борьбы», Н. Статкевич, накануне приезда делегации ЕС в Минск отправился в Брюссель, где в стенах Европарламента в очередной раз высказался против снятия санкций с Беларуси.

4 месяца назад, когда санкции ЕС против Беларуси были ещё только заморожены, радикальные белорусские оппозиционеры поспешили направить письмо  в Брюссель. Авторы – Н. Статкевич, В. Некляев, С. Калякин, А. Лебедько и П. Северинец – потребовали (ни много ни мало) проведения круглого стола с участием оппозиции и белорусской власти при посредничестве ОБСЕ по вопросу политических реформ в Беларуси. 

Фактически, радикальные «борцы» попытались срежиссировать революцию «понарошку», когда оппозиция выходит на переговоры с властью не за счёт массовой поддержки на выборах, но за счёт политической поддержки из-за рубежа.

В Брюсселе отреагировали на письмо сдержанно. Евросоюз подтвердил своё внимание к развитию гражданского общества в Беларуси, но идею оппозиционеров не поддержал – слишком уж вычурно. Затем глава группы Европарламента по связям с Беларусью Б. Здроевский порекомндовал оппозиции всё же пойти на выборы, а не устраивать традиционный бойкот, как было во время последней президентской кампании. Хотя бы с той целью, чтобы в Брюсселе могли оценить степень демократичности Минска.

Примечательно, что одна из заметных представителей белорусской оппозиции, экс-кандидат в президенты Т. Короткевич, отказалась подписывать письмо в Брюссель. Но разлад в рядах оппозиции произошёл ещё раньше, когда Короткевич решила не бойкотировать президентские выборы. Бывшие коллеги по «борьбе» тогда  обвинили её в «сделке с властью». Подобный сюжет повторялся перед выборами в Беларуси неоднократно, но сегодняшняя ситуация всё же иная.

«Партизаны» вместо «солдат»

Н. Статкевич и другие радикальные оппозиционеры пытаются  сегодня возглавить уличные акции протеста предпринимателей и противников застройки городских кварталов. Т. Короткевич рассматривает возможность создания сети общественных приёмных для решения проблем горожан. При этом главный стратег в команде политика А. Дмитриев заявил  «Есть два подхода к сопротивлению: первый – армия, когда все идут “одной организованной колонной”. Второй – партизанщина: все объединены общей идеей и целью, но действуют небольшими группками на своей территории». Дмитриев настаивает на втором варианте, рассчитывая найти союзников «не только в оппозиции, но и во власти», в которой, по мнению оппозиционера, уже происходит раскол на фоне кризиса. Таким образом, оппозиционные «солдаты» могут вести позиционную борьбу, тогда как «партизаны» могут проникнуть в штаб «противника».

Это – некоторое усложнение тактики по сравнению с привычными шаблонами радикальных оппозиционеров на постсоветском пространстве. Последние чаще всего не имеют массовой поддержки в обществе и пытаются играть роль «жертв режима», апеллируя к Западу. Так, белорусские оппозиционеры много лет получают западные гранты и выступают «советчиками» Брюсселя по политическим реформам в Беларуси. При этом не имеют сколько-нибудь серьёзной электоральной базы в стране. Теперь Брюссель вновь говорит напрямую с Минском, и есть риск, что радикальные борцы за «демократизацию» останутся без работы. Следовательно, надо искать новую нишу.

От изоляции – к вовлечению

Сегодня Запад отказался от стратегии изоляции и пытается применить к Беларуси так называемую стратегию «вовлечения» (engagement). Похожую модель применяли и к России в 1990-х гг. Да и на Украине стратегический подход не сильно отличался. Так как либеральные идеи не имеют массовой поддержки в обществе, ставка делается на прозападное крыло во власти.

Уличная оппозиция в этих условиях может лишь создавать декорации. Как показал опыт Майданов и Болотной, важно, чтобы среди протестующих были и оппозиционные парламентарии, что придаст улице политический вес. В этой ситуации «солдаты» и «партизаны» от оппозиции могут объединиться в демократическую коалицию, чтобы попытать счастья в борьбе за контроль над госаппаратом.

Белорусская власть может попытаться сформировать умеренную оппозицию, опираясь на тот запас прочности, который создан в социальной и экономической сфере за прошлые годы, а также централизованный госаппарат. Однако игра, так или иначе, пойдёт на повышение ставок. Цена растерянности здесь может оказаться высока.

Для оппозиции идеальной возможностью была бы «смена парадигмы» в белорусской политике: своеобразная «перестройка», которая бы выбила опору власти на социально-консервативный консенсус.

Ключевым фактором внутриполитической стабильности, вероятно, станет устойчивость и определённость внешнеполитического курса Минска, активная включённость в процессы евразийской интеграции. Если прицел не собьётся, то откроются возможности для реального укрепления позиций Беларуси в регионе. Минск получит возможность повысить статус Беларуси в регионе как сильного государства, обладающего прочным ценностным фундаментом и состоятельной социально-экономической моделью."


Отредактировано: vogul - 03 мар 2016 23:28:00
  • +0.11 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!