Перекрёстное опылениеАлексей Анпилогов2 июня 2016 0
Экономика мирный атом АЭС ТВЭЛ ВестингаузРоссийская корпорация ТВЭЛ совместно с американско-японским концерном "GE-Хитачи" собирается поставлять тепловыделяющие сборки (ТВС) для американских АЭС, но американцы, в лице такого же японо-американского концерна "Вестингауз-Тошиба", несмотря на это, продолжают свою экспансию в поставках тепловыделяющих сборок (ТВС) для реакторов "советского" типа, расположенных на Украине.Что это за "перекрёстное опыление", спросите вы?
Для знающих атомную отрасль людей в этих фактах нет ничего удивительного: такое смешение национальных компаний и отдельных интересов в рамках транснационального бизнеса и есть суть нынешнего глобального капитализма. Современный капитализм уже давным-давно шагнул через условности национальных границ и формирует совсем другую реальность, в которой бывшие противники находят парадоксальные варианты сотрудничества и заработка на совместных бизнес-проектах. Политики же и СМИ в таком мире выступают, к сожалению, не более, чем обслуживающими системами для прикрытия неприятных для общественного мнения моментов такого рода взаимовыгодной кооперации.
Возможно, кто-то из читателей невольно подумал: "Вот, опять Россию ругают, что она недра родины за копейки продаёт". А вот и нет. В ядерном, урановом бизнесе Россия как раз выступает с достаточно сильных позиций, по факту играя партию "первой скрипки" на этом достаточно сложном рынке.
Начну с простой цифры: США в настоящее время импортируют около 90% необходимого для работы её АЭС урана. Более того, речь идёт не просто о ввозе в США урановой руды — достаточно серьёзную часть её импорта составляет и предварительно обогащённый уран, стоимость которого уже значительно превышает даже цену концентрата урана, полученного из урановой руды. Собственные обогатительные предприятия США сейчас только создают, да и с ними ситуация получается совсем непростой: фактически их для американцев строят страны Европы, у которых, как и у России, есть своя эффективная технология разделения изотопов урана, необходимая для обогащения уранового концентрата.
Связана такая неприятная ситуация с тем, что за 1990-е—2000-е годы США не уделяли должного внимания вопросу развития собственной обогатительной промышленности — практически треть топлива для американских АЭС давали поставки ещё советского оружейного урана, которые осуществлялись по известному контракту ВОУ-НОУ ("высокообогащённый уран в низкообогащённый"). Этот контракт, который в России ругали достаточно долго: мол, "продешевили", "украли наш уран", "поддержали врага", — фактически разрушил обогатительную отрасль в самих США. Все перспективные проекты центрифуг и другие технологические исследования по обогащению в США были закрыты после ряда неудач. В конце концов, есть же русские с их оружейным ураном!
Та же печальная ситуация наблюдается в США и в части постройки новых АЭС. Последние АЭС в США были введены в эксплуатацию ещё в конце 1980-х годов, после чего уже упомянутой компании "Вестингауз" в 1990-х годах удалось лишь достроить несколько реакторов в Европе. Многие существенные производственные компетенции были с тех пор утеряны и до сих пор не восстановлены: попытка вернуться на рынок АЭС с новым поколением реакторов пока что обернулась для "Вестингауза" долгостроями в Китае и в самих США — реакторы, заложенные ещё в начале первого срока президента Обамы, не достроены и до сих пор. Причём кроме переноса сроков проекты строительства новых реакторов постоянно сотрясают скандалы с техническими неувязками и с ненормированным увеличением бюджета стройки.
Отсюда вытекает и интерес США к Украине: на "незалежной" можно в достаточно тепличных условиях отработать многие технические моменты, задаром воспользовавшись как российскими наработками в части топлива, ТВС и строения систем реактора, так и используя Украину как практически бесплатную тестовую площадку для собственных экспериментов. Достаточно сказать, что после аварии 2012 года виновными в несовместимости ТВС "Вестингауз" с российскими ТВС и в целом с конструкцией советского реактора ВВЭР были "Вестингаузом" объявлены... "Энергоатом" и конструкторы реактора! Мол, не предусмотрели того, что сборки "Вестингауза" будет "клинить" в реакторе.
Сама по себе Украина для "Вестингауза" никак не может стать существенной прибавкой к бизнесу: сегодня на Украине работает всего 15 энергоблоков и емкость её рынка не так уж и велика по сравнению с США, где работает 99 реакторов и с Европой, где трудятся ещё 135 реакторов.
Именно за этот рынок и разворачивается сейчас основная борьба, в которой и решила поучаствовать российская корпорация ТВЭЛ. Практически весь этот рынок занимают так называемые "реакторы западного типа", которые, в отличие от украинских или российских реакторов, используют топливо типа "квадрат" (квадратное в поперечном сечении) вместо более сложного и более эффективного топлива типа "шестиугольник", которое используют советские реакторы ВВЭР.
И тут мы, в общем-то, можем оценить всю роль состоявшегося "размена". Российская ТВЭЛ, уступая американскому "Вестингаузу" на и без того сложном в политическом отношении украинском рынке, получает доступ в собственные "конюшни" американской компании, в которые Россию не пускали все 1990-е и 2000-е годы, ограничивая Россию лишь продажей пусть и обогащённого, но сырья для изготовления сложных и дорогих ТВС.
Сегодня же "Росатом", который весьма скромно заявляет о том, что согласен занять 10% от американского и европейского рынка продаж ТВС-"квадрат", фактически говорит о том, что совершает размен "неудобной" Украины, с её 15 реакторами, на такое же, а то и вдвое большее количество реакторов "западного" типа, куда намерен поставлять уже российские ТВС, а не только уран.
Такая сокрушительная победа США на Украине, что местами уже сразу — и поражение. Хотя Украину в таком раскладе, конечно, жаль. Ведь выковыривать в очередной раз некондиционное топливо "Вестингауза" и учить американских инженеров хорошо работать надо будет именно украинским подневольным атомщикам...