Донбасс отменил собственность УкраиныВ самопровозглашенной Донецкой народной республике (ДНР) местный народный совет проголосовал за закон о национализации. Собственностью ДНР объявлено все имущество Украины на ее территории вплоть до имущества железной дороги. Также в собственность народной республики переходят все крупные промышленные предприятия региона, работающие на данный момент в украинской юрисдикции. "Газета.Ru" выясняла механизмы принятия решения.
24 июня в ДНР закончил свою работу и ушел до сентября на летние каникулы народный совет. В последний день работы он в очередной раз посрамил прогнозистов и скептиков. Не в сентябре, а уже сейчас представители двух легальных общественных организаций ДНР — "Донецкой республики" и "Свободного Донбасса" — заполнили все 13 вакансий в местном парламенте. Состав народного совета поредел после того, как оттуда вытеснили представителей коммунистических сил.
Ввода в парламент временно безработных идеологов "русской весны", вопреки ожиданиям, не произошло. Из относительно известных фигур в списке — бывший мэр Енакиево и администратор Горловки Роман Храменков. Его в народный совет ввел "Свободный Донбасс" Павла Губарева.
"Я хочу поздравить тех депутатов, которых сегодня приняли в народный совет, — обратился к парламентариям глава ДНР Александр Захарченко. — К моей радости, многих из вас я знаю и многих мне непривычно видеть в гражданских костюмах. Для меня это очень знаково".
Новые люди в зале Александру Захарченко, действительно, знакомы очень хорошо. Теперь в работе парламента ДНР участвует группа бывших бойцов его личной охраны.
Источник "Газеты.Ru" в самопровозглашенной республике сообщил, что таким образом улучшается управляемость парламента. "Они из разряда "вежливых людей". Силу применять не будут. Но нужную информацию донесут", — заявил он.
Заводы — Донбассу
Второй, гораздо более громкой сенсацией стало голосование по закону о национализации. Закон зачитала представитель главы ДНР в народном совете Светлана Егорова, и его тут же одобрили в первом и во втором чтениях.
Закон объявляет собственностью ДНР все имущество государства Украина на ее территории вплоть до Донецкой железной дороги, а также все предприятия, банки и организации, где государство Украина имело свою долю. Кроме того, закон определяет порядок национализации технологических комплексов, которые имеют стратегическое и оборонное значение для ДНР.
Источник "Газеты.Ru" в правительстве ДНР довольно лаконично прокомментировал будущий процесс. "Перечень предприятий можно понять, изучая указ о санкциях, — рассказал он. — Все, кто не прошел регистрацию в республике, тоже могут попасть под национализацию".
Указ о санкциях распространяется на тот же самый перечень людей, которым ранее был запрещен въезд в ДНР. Его начинает донбасский олигарх Ринат Ахметов. В список также попали 49 наиболее заметных в последние десятилетия бизнесменов и политических игроков Донбасса. Теперь очевидно, что этот список составлялся, чтобы охватить владельцев всех технологических цепочек Донбасса: металлургических, угольных, химических, машиностроительных, пищевых. От хозяина горловского химического гиганта "Стирол" Николая Янковского до владельца заводов торговой марки "Олимп" водочного короля Павла Климца.
Понятна стала и суета накануне объявления списка. Как стало известно "Газете.Ru" из своих источников, накануне публикации из списка невъездных исключили четыре фамилии: лидера украинских коммунистов Петра Симоненко, бывшего зама генерального прокурора времен Януковича Рената Кузьмина, "угольного генерала" Ефима Звягильского и бывшего главу донбасской налоговой администрации Александра Папаику.
Торги вокруг национализации в ДНР шли всегда. По всей видимости, продолжатся и сейчас.
Обращает на себя внимание тот факт, что официальные сайты ДНР на утро субботы не дали информации о законе о национализации. Текст закона также не опубликован. В отличие, скажем, от списка новых депутатов или закона о нотариате, который был проголосован после национализации.
Ситуация в ДНР и ЛНР неизменна с 2014 года. Все крупные промышленные производства работают в украинском правовом поле и украинской финансовой системе, оставляя в самопровозглашенных республиках только заработные платы работников. Базы для налогообложения в республиках фактически нет. Независимые наблюдатели называют цифры внешних дотаций в 82% от общего бюджета.
Тихая национализация
Информированный бывший губернатор Донецкой области Сергей Тарута определяет цифру ежемесячных дотаций в гражданский бюджет ЛДНР от России в $150 млн. Эти российские дотации идут в регион, который собирает 55% налогов в украинский бюджет Донецкой области. Во всяком случае, такие цифры представлял глава Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский.
Идея о национализации активов украинских олигархов витает в воздухе давно. Зимой специально для расширения налоговой базы и постановки под контроль ДНР промышленных производств было создано министерство налогов и сборов ДНР во главе с Алексеем Грановским. Было создано и тут же распущено.
Весной о национализации говорить прекратили, пока летом Грановский не вынес на рассмотрение кабмина ДНР предложение о введении государственного управления на трех промышленных предприятиях: Горловском машиностроительном заводе, Донецком заводе горного машиностроения и Докучаевском флюсо-доломитном комбинате.
Два первых предприятия относились ранее к машиностроительному холдингу Рината Ахметова, но уже были взяты под контроль ДНР в 2015 году. Флюсо-доломитный комбинат работал перед войной под контролем менеджеров украинского олигарха Игоря Коломойского, периодически стоял и вновь начал работать совсем недавно.
Таким образом, подготовка этих трех предприятий к национализации не затрагивала работающие "большие" активы старых донецких олигархов. Судя по проволочкам с обнародованием закона о национализации, торг вокруг производств не прекращается и сейчас.
Металлургические заводы и шахты встроены в украинские технологические цепочки, обрыв поставок с Украины тут же их останавливает, что наглядно продемонстрировала ситуация с забастовкой железнодорожников в начале июня.
Сейчас, кстати, без громких объявлений железная дорога грузы снова пропускает. Во всяком случае основные заводы понемногу восстанавливают работу. Поставки идут — как и закулисные переговоры, а также поиски компромиссов.