Амунд Треллевик (Amund Trellevik), Андре Бендиксен (André Bendixen), Сиссель Вик (Sidsel Vik)
NRK,
НорвегияТак называемая зимняя экспедиция в Баренцево море является важной норвежско-российской экспедицией в области рыболовства. Ее цель — регистрация имеющихся запасов трески и пикши.
Сотрудничество в области рыболовства между Норвегией и Россией в Баренцевом море на протяжении нескольких десятилетий приводится в качестве примера хороших отношений между соседними странами.
Но этой зимой Институту морских исследований отказано в проведении ежегодной зимней экспедиции в российской экономической зоне Баренцева моря.
МИД выражает озабоченностьРоссийский МИД отказал в проведении исследований, никак не обосновав свое решение, рассказывает Харалд Йосэтер (Harald Gjøsæter), сотрудник Института морских исследований.
«Поскольку нам никто ничего не объяснил, мы не знаем, что за всем этим стоит, идет ли речь о каком-то практическом вопросе или о чьей-то недоброй воле», — говорит Йосэтер.
МИД Норвегии сейчас находится в контакте с российскими властями в связи с отказом, полученный исследователями.
Корреспондентам NRK МИД заявил, что отказ в проведении экспедиции вызывает озабоченность, и что вопрос обсуждался между заместителем министра Туре Хаттремом (Tore Hattrem) и российским заместителем министра иностранных дел Владимиром Титовым.
Дело станет также важной темой на заседании Норвежско-российской комиссии по рыболовству 17-20 октября.
МИД полагает, что меньшее количество экспедиций в течение лишь одного года не следует считать решающим для понимания функционирования экосистем, но, если подобное будет иметь место на протяжении нескольких лет, ситуация приобретет более серьезный характер.
Это может помешать совместному управлению запасамиСведения, которые собираются во время ежегодных зимних экспедиций, важны для определения ежегодных квот вылова трески и других видов рыбы в Баренцевом море.
Норвегия и Россия договорились о том, как будут распоряжаться запасами трески. Эти договоренности основываются на рекомендациях Института морских исследований.
«Если мы соберем мало информации, наши оценки перестанут быть точными. И это нанесет удар по совместному управлению ресурсами», — объясняет Йосэтер.
Институт морских исследований считает возникшую ситуацию серьезной, но Йосэтер воздерживается от спекуляций на тему о том, не может ли она быть ответом России на норвежские санкции после аннексии Крыма.
Возможная российская реакцияОбщие исследования и управление промысловыми рыбными запасами на севере было основой норвежско-российского сотрудничества еще со времен холодной войны.
Об этом рассказывает директор Института Фритьофа Нансена Гейр Хённеланд (Geir Hønneland), который в течение ряда лет занимается исследованием норвежско-российского сотрудничества на севере.
«Сотрудничество в том, как распоряжаться рыбными запасами, началось с середины 1970-х годов, а исследования в области океанографии начались еще в 1950-е годы. В течение нескольких десятилетий стороны предоставляли друг другу доступ на свои исследовательские суда», — говорит Хённеланд.
Он полагает, что есть все основания воспринимать происходящее как реакцию России на западную позицию и политику по отношению к России вообще.
Тем не менее, Хённеланд не думает, что подобный эпизод разрушит сотрудничество в области рыболовства полностью.
«В течение лет возникали некоторые проблемы, но каждый раз все устраивалось. Важно то, что русские сами заинтересованы в том, чтобы все это функционировало», — говорит Хённеланд.
отсюдаНАТО перекрывают кислород .