Украина так и не смогла преодолеть тенденцию падения товарооборота
Данные украинской внешнеторговой статистики за первые 6 месяцев текущего года красноречиво показывают степень «эффективности» экономической политики нынешних киевских властей.
Украина так и не смогла преодолеть тенденцию падения товарооборота, несмотря на относительно благоприятные внешние и внутренние условия, в частности, помощь со стороны правительств США и ЕС, отсутствие масштабных боевых действий на Юго-Востоке и рекордный урожай зерновых. Внешний товарооборот составил 33,9 млрд долл. США, уменьшившись на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ). Падение, которое началось в экономике после победы «революции достоинства», продолжается (рис. 1).
Рис.1. Динамика внешнеторгового оборота Украины в 2013-2015 гг., млрд долл. США
Экспорт за первое полугодие 2016 г. составил 16,6 млрд долл. США, что на 10,2% меньше по сравнению с АППГ, а импорт – 17,3 млрд долл. США (снизился на 4,5%). Важно, что внешнеторговое сальдо сведено с отрицательным итогом (-0,7 млрд долл.), тогда как в 2015 г. было достигнуто небольшое положительное сальдо (+0,6 млрд. долл.). Этот факт создает дополнительные проблемы для финансовой системы страны, которая испытывает острый дефицит твердой валюты.
Рис. 2. Объемы экспорта и импорта товаров, млрд. долл. США
Примечательно, что по мере падения товарооборота украинская экономика становится все более зависимой от внешней торговли. Удельный вес расходов на конечное потребление в ВВП неуклонно снижается с 2013 г., тогда как вклад внешней торговли возрастает. Если в 2013 г. внешний товарооборот составлял 75% от ВВП Украины, то в 2015 г. – уже 83%, и тенденция к росту сохраняется в текущем году.
Если взглянуть на географическую структуру экспорта из Украины, то следует констатировать: киевским властям не удалось заменить российский рынок европейским, хотя они приложили все силы для ограничения торговли с Россией, запретив поставки многих видов продукции. В 2014-2015 гг. экспорт в Россию сократился на 10 млрд. долл., т.е. в 3 раза (с 14,8 млрд до 4,8 млрд), но сколько-нибудь сопоставимого увеличения поставок в страны ЕС не произошло. Экспорт в страны ЕС за тот же период не только не вырос, но также упал – с 16,8 млрд долл. до 13 млрд долл. (рис. 3).
Рис. 3. Объем экспорта из Украины в страны ЕС и Россию в 2013-2015 гг., млрд. долл. США
По итогам первого полугодия 2016 г. экспорт в ЕС возрос лишь на 400 млн долл. в сравнении с АППГ, тогда как поставки в Россию упали на 800 млн долл. (рис. 4).
Рис. 4. Объем экспорта из Украины в страны ЕС и Россию в I полугодии 2016 г., млрд. долл. США
Незначительный рост украинского экспорта в ЕС показывает, что соглашение об Ассоциации Украины с Евросоюзом не способно привести ее к экономическому процветанию.
В рамках экономической части Соглашения Украине были предоставлены квоты на беспошлинный ввоз продукции по 36 товарным группам. В Киеве ожидали, что реализация этих квот окажет стимулирующее воздействие на соответствующие отрасли, положительно скажется на развитии экспорта и будет способствовать увеличению объема валютной выручки от внешней торговли.
Эффективность этого механизма на деле оказалась минимальной. Уже в первом квартале текущего года полностью были выбраны квоты на поставки кукурузы, соков, меда, сахара, ячменной крупы и муки, мяса птицы, обработанных томатов. По пшенице и овсу квота была исчерпана в июне. При этом объем поставок из Украины в Евросоюз в 2015 г. многократно превысил лимит по квотам: например, по меду – в 4 раза, сокам – в 7 раз, кукурузе – в 20 раз, т.е. основная масса продукции экспортировалась с уплатой пошлин. В то же время по половине позиций предусмотренные Соглашением квоты либо остались неиспользованными (например, по молочной продукции), либо были выбраны в незначительных объемах. Причины банальны: значительная часть украинской аграрной продукции не соответствует действующим в Евросоюзе нормам сертификации. Кроме того, у ряда квотируемых товарных групп нет реальной перспективы продвижения на рынках Европы, а потому перестраивать производство под европейские стандарты просто не имеет смысла.
Серьезные негативные изменения происходят в товарной структуре экспорта.
В поставках за рубеж все больше значение приобретают сырье, продукция сельского хозяйства и низкопередельных сегментов пищевой промышленности в ущерб товарам с высокой добавленной стоимостью и машинно-технической продукции. В первом полугодии 2016 г. стоимостные объемы поставок по группам «Продукция химической промышленности», «Металлы» и «Минеральные продукты» упали на 23-37%, по группе «Машины и оборудование» – на 6%. В то же время лидером прироста стала статья «Жиры и масла животного или растительного происхождения» (почти на 22% – рис. 5).
Рис. 5. Товарный экспорт из Украины за 6 месяцев 2016 г. в сравнении первым полугодием 2015 гг. (млрд долл. США)
Экспорт по группе «средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавательные средства» упал с 2013 г. более чем в три раза (рис.6). Доля машин и оборудования оставалась относительно стабильной: в среднем около 10%. Однако в денежном выражении потери составили свыше 40% (3,9 млрд долл. в 2015 г. против 6,8 млрд в 2013 г.). Это говорит как об отсутствии перспективных рынков для сбыта машиностроительной продукции, так и о том, что украинская промышленность больше не в состоянии поддерживать конкурентноспособность в данном сегменте.
Рис. 6. Удельный вес отдельных товарных групп в экспорте за 2013 – 6 месяцев 2016 гг. (%)
Аналогичная картина складывается по продукции химической промышленности: колебания ее удельного веса в экспорте не превысили 1%, но стоимостный объем упал вдвое.
Еще более масштабным оказалось падение по группе «Минеральные ресурсы». Основной доход по этой статье приносят руды металлов, минеральные топлива и нефтепродукты. По итогам 2015 г. удельный вес продуктов нефтепереработки в экспорте упал в 5,5 раз а по рудам снижение составило 42%. Сохранилась негативная динамика и по итогам первого полугодия 2016 г.: поставки руды просели на 26,4% по сравнению с АППГ, а нефтепродуктов – на 11,5%. Перспективы также неутешительные: основную часть рудного экспорта Украины составляют поставки железной руды, мировые цены на которую последовательно снижаются с 2012 г. При этом, как полагают отраслевые аналитики, в долгосрочном периоде сохранятся низкие цены на руду из-за ее значительного перепроизводства. Для украинского железорудного экспорта это означает отсутствие потенциала роста.
Нет позитивной перспективы и для металлов, которые до недавнего времени были крупнейшей статьей украинского экспорта. Из-за снижения мировых цен стоимостный объем экспорта металлов упал в 2013-2015 гг. почти в два раза, а по итогам первого полугодия 2016 г. – на 24% по сравнению с АППГ. При этом производство стали на украинских предприятиях в текущем году росло: по данным World Steel Association, в январе-мае чистый прирост составил 330 тыс. т. Таким образом, попытки компенсировать падение цен ростом физического объема поставок не увенчались успехом.
На фоне деградации промышленного экспорта активно набирает обороты экспорт аграрный. Если в 2013 г. доля продукции АПК в структуре экспорта не превышала 30%, то по итогам первого полугодия 2016 г. она приблизилась к 50%. Это было достигнуто за счет увеличения производства зерновых культур, составивших по итогам 2015 г. 70% от общего экспорта сельскохозяйственной продукции. Физические объемы поставок зерновых каждый год ставили новые рекорды: в 2013/2014 г. маркетинговом году было вывезено за рубеж 32,4 млн т зерновых, а в 2015/2016 году – уже на 7 млн т больше. Однако увеличение предложения нивелировалось снижением мировых цен на зерно: в 2016 г. по итогам полугодия стоимостный прирост составил только 1,36%.
Наряду с зерновыми культурами, последовательно растут также поставки за рубеж масложировой продукции. Эта отрасль является самой «экспортоориентированной»: на внешние рынки поставляется, в частности, порядка 90% всего производимого на Украине подсолнечного масла. По итогам первого полугодия 2016 г. статья «Жиры и масла животного или растительного происхождения» показала прирост на 22% к аналогичному периоду 2015 г., при этом удельный вес данной категории вырос в 2013-2015 гг. с 5,6% до 8,7% в общей структуре экспорта. Однако свыше 90% поставляемой за рубеж продукции – это нерафинированное масло, что не позволяет отнести данный сегмент к категории товаров с высокой добавленной стоимостью.
Что касается импорта, то около 80% всех поставок в Украину составляют машины и оборудование, минеральные продукты, продукция химической промышленности, средства транспорта, полимерные материалы и металлы (рис. 7). По сравнению с АППГ импорт в первом полугодии 2016 г. снизился на 4% за счет двукратного падения по группе «Минеральные продукты». В то же время все прочие значимые группы продемонстрировали рост в среднем на 13% (по средствам транспорта – на 77,5%). Это демонстрирует возрастающую зависимость Украины от импорта продукции средних и высоких переделов.
Рис. 7. Структура товарного импорта в Украину в 2013 – первой половине 2016 гг. (%)
Неблагоприятная конъюнктура мировых цен на металлы и сырьевые товары, а также слабый экспортный потенциал промышленности Украины привели к изменению структуры ее экономики. Развивается только агропромышленный комплекс, продукция которого поставляется за рубеж. При этом по мере деградации производства и экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью неизбежно будет возрастать зависимость украинской экономики от импорта продукции высоких переделов. На фоне сужающихся экспортных возможностей это будет означать стабильно отрицательное внешнеторговое сальдо.
Следует также ожидать дальнейшего роста импорта из стран ЕС в соответствии с Соглашением о создании ЗСТ, в рамках которого с 01.01.2016 г. Украина отменила пошлины примерно на 70% всей продукции из Европы. По итогам первого полугодия 2016 г. импорт из ЕС вырос на 4,1%. На текущий момент массового наплыва европейских товаров на внутренний рынок Украины удается избежать только из-за высокого курса евро по отношению к гривне. При этом реально нарастить экспорт в страны ЕС Украина может лишь в ограниченных масштабах и только по определенным товарным группам – в силу несоответствия своих технических условий и стандартов производства европейским.
Для технического переоснащения промышленности и перехода на европейские стандарты требуется не менее 90 млрд евро, но взять эти деньги, увы, неоткуда. Власти не в состоянии даже стимулировать промышленный экспорт посредством предоставления финансовых гарантий – в бюджете нет на это средств, а большинство предприятий-экспортеров не обладают необходимыми ресурсами ни для исполнения экспортных контрактов, ни для модернизации основных фондов.
В целом внешнеторговая статистика за первое полугодие 2016 г. показывает, что утрата российского рынка, на который поставлялась основная часть промышленной продукции высоких переделов, запустила механизм деиндустриализации Украины. Республика скатывается даже не в 20-й, а в 19-й век, и в недалеком будущем украинцы забудут, что когда-то производили ракеты, авиационные двигатели, тепловозы и т. д. Деградация украинской экономики продолжается, и скоро нынешние беды – рост цен на продовольственные и промышленные товары, повышение жилищно-коммунальных тарифов, банкротство предприятий, безработица, увеличение внешнего долга, распродажа за копейки государственной собственности – покажутся простым гражданам «цветочками». Ягодки впереди…Одна надежда – на подсобные хозяйства и личные огороды, которые не дадут большинству украинцев умереть от голода. В далеком 1965 г. американский генерал Кертис Лимэй во время войны в Индокитае пригрозил «вбомбить Вьетнам в каменный век» (to bomb them into the stone age). Похоже, что киевские «революционеры» умудрились сделать это в отношении собственной страны без помощи американских ВВС. http://riss.ru/analitycs/33279/