Минск в ближайшее время посетят четыре технические миссии экспертов МВФ и Всемирного банка, и уже в ноябре-декабре будет готова программа, под которую Фонд готов предоставить Беларуси финансирование. Пока не до конца прописанными остаются две весьма болезненные для Беларуси темы. «Белорусский вопрос» обсуждался среди многих прочих 7−9 октября в Вашингтоне, где прошла ежегодная встреча глав МВФ и Всемирного банка, и Беларусь была представлена ключевыми фигурами экономического блока во главе с первым вице-премьером Василием Матюшевским и главой Нацбанка Павлом Каллауром.
«Все уперлось в две проблемы»
Официальных комментариев об итогах вашингтонских встреч, где белорусской делегации пришлось объяснять внезапную (с учетом весьма высокой степени готовности программы)
перемену настроения президента страны, пока не последовало.
«
В Минске недавно завершила работу миссия МВФ, которая констатировала очень значительный прогресс Беларуси. Миссия вернется, когда власти страны будут к этому готовы», — прокомментировал последние события глава Европейского департамента МВФ
Пол Томсен.«
Мы очень сильно углубились в реформировании и уперлись в две проблемы, очень сложные и требующие серьезной системной проработки, разъяснения всех нюансов. Ошибиться в их решении никак нельзя», — рассказал TUT.BY источник, знакомый с ходом переговоров. Речь идет о реформировании предприятий госсектора, значительная часть которого стабильно генерирует убытки, угрожая в том числе финансовой стабильности страны, и о создании эффективной системы соцподдержки для населения, пострадающего от увеличения тарифов на услуги ЖКХ и в случае увольнения с госпредприятий.
«
Уже сейчас нам понятно, что одних безналичных субсидий на услуги ЖКХ для решения вопроса защиты наиболее уязвимых слоев населения будет недостаточно», — отмечает собеседник. Еще больше неопределенности с госпредприятиями. Содействовать Беларуси в решении этого вопроса и будут эксперты Всемирного банка и МВФ, планирующие приехать в Беларусь в ближайшее время.
Еще меньше определенности с судьбой госпредприятий. «
Еще предстоит полностью оценить масштабы проблемы. Важно, что есть позитивный опыт таких реформ во многих странах, прекрасно известный экспертам Всемирного банка — у них очень сильная команда. Причем речь не о реформах 90-х годов в ряде стран соцлагеря, которые до сих пор пугают народ. С тех пор многое поменялось, и есть совершенно другие примеры», — подчеркивает источник.
Эксперты отмечают, что эффективность преобразований будет во многом зависеть от эффективности коммуникаций властей и населения. А с этим могут быть проблемы — доверие вербальным интервенциям правительства не очень высокое, а МВФ и Всемирный банк видят свою задачу в коммуникациях с органами управления в странах, чьи программы поддерживают, а не с населением напрямую.
Две самые популярные темы ежегодного собрания — структурные реформы и рост экономики. Если у вас ни одного, ни другого, вы будете выглядеть странно в мировом контексте. Реформироваться — это современно и круто. Об этом говорит Китай и вся Азия, Европа и США. На фото: Исполнительный директор МВФ Кристин Лагард призывает не строить барьеры, а вместе искать источники для вовлекающего роста.
«Бездействие больше не вариант»
Темой номер один, красной нитью проходящей по канве очередного ежегодного собрания, — судьба Deutsche Bank. У германского инвестиционного гиганта обнаружилось много активов третьего уровня, наименее ликвидных, стоимость которых трудно оценить. Отношение таких активов к капиталу первого уровня у Deutsche составляет 72% по сравнению с 38% у других 12 глобальных банков, уточняют «Ведомости». Вопросы о судьбе Deutsche задавали и управляющему директору МВФ Кристин Лагард, и всем ее замам, и главе Всемирного банка Джим Ён Киму, и многочисленным экспертам. Когда в самом дебюте дебатов о глобальной экономике, собравших рекордную аудиторию, звезда CNN Ричард Квест интимным шепотом спросил министра финансов Германии Вольфганга Шойбле, готов ли у них план по спасению банка, а остроумный немец отметил, мол «какой неожиданный вопрос», зал хохотал во весь голос — вопрос этот не задавали разве что уборщицам.
В Беларуси, где проблемные активы банков месяц за месяцем
штампуют максимумы, а проблемы реального сектора и долги все больше давят на финансовую систему, внимания ее устойчивости куда меньше. «Просто многие забыли, что происходит, когда банки падают», —
предупреждал Матюшевский еще в 2012-м году, когда он возглавлял БПС-Сбербанк.
Пленарное заседание ежегодной встречи прошло в Constitution Hall в самом центре Вашингтона, рядом с Белым домом. Зал на 4 тысячи мест — это часть штаб-квартиры организации с романтичным названием «Дочери американской революции». От Беларуси в партере — Василий Матюшевский и Павел Каллаур.
«
В Вашингтоне очень впечатлены нашей командой. Ермоловича и Заборовского (первые заместители министров финансов и экономики Максим Ермолович и Александр Заборовский. — Ред.)
все спрашивают: как вам вообще удается так долго держаться на плаву? Но бездействие больше не вариант», — предупреждает собеседник.
Но есть ли план Б на случай, если программа все-таки не будет одобрена главой государства? «
План Б есть всегда. Но реализовывать его будет уже другая команда, которой, кстати, в Беларуси просто нет. У этой есть только план А. Только он дает возможность стабилизировать ситуацию, снизить риски для финансовой системы. А что такое резкий перекос финансовой системы, можно вспомнить на примере финансового кризиса в Беларуси в декабре 2014 года, когда экономика страны просто встала», — отмечает источник.
С поддержкой МВФ реализуется 75 программ по всему миру. Без внешней поддержки Беларуси будет крайне сложно
рассчитаться с долгами в следующем году. Осталось определиться с ее источником.
ссылка